В январе 2017 года в коллекцию был приобретен гусеничный трактор ДТ-54М. Трактор построен Харьковским тракторным заводом в 1960-м году и представляет собой переходную модель от ДТ-54А к Т-75, который выпускался в период с 1960 по 1962 год, после чего ХТЗ полностью перешел на выпуск тракторов Т-74. Наш трактор имеет девятиступенчатую КПП, управляемой двумя рычагами и был оснащен двигателем Д75 производства ХТЗ, мощностью 75 л.с., утраченным в процессе эксплуатации. В отличие от Т-75, ДТ-54М оборудован классической "54"-ой кабиной.

В процессе реставрации предстоит почти полная разборка трактора со снятием кабины, выемкой потрохов ведущего моста и КПП, демонтажом кареток. На трактор будет установлен дизель Д60К Волгоградского моторного завода, являющийся полным конструктивным аналогом двигателя Д54.

 

Дизель Д60К был разобран до голого блока; вследствие несовершенной системы смазки и использования некачественных моторных масел коренные шейки были изношены до состояния эллипса и имели многочисленные задиры. Было принято решение изготовить новые коренные вкладыши, упорные полукольца, коренные шейки проточить под первый ремонт, а шатунные - отполировать.

С трактора сняли кабину, и установили блок с коленчатым валом. Входной вал коробки имеет люфт и требует замены подшипников. Также течет стык моста и коробки, так что неминумо ее снятие.  Клепки кронштейнов рамы с одной стороны ослабли и проворачиваются, будем их срезать и ставить призонные болты.

По причине практически полного отсутствия запчастей на двигатель и на сам трактор (в том числе и на АВИТО) в процессе реставрации нам пришлось  решать множество нетривиальных задач :

1. Подбор и приобретение аналогичных по диаметру поршневых колец и проточка поршней под их профиль;

2. Изготовление довольно оригинальной прокладки головки блока;

3. Проектировали узел соединения двухдискового сцепления от Д-75 и маховика Д-54, изготовленного изначально под однодисковое сцепление -  изготавливалось кольцо-переходник под установку корзины большего диаметра, протачивали промежуточный ведущий диск под нужный размер, изготавливали обойму собственной конструкции и дистанционные кольца под установку центрального подшипника. Фрикционные накладки на сцепление подошли от КАМАЗА, они были переклепаны на родные ведомые диски.;

4. Снятие, переборка и восстановление валов КПП, которую в предыдущей жизни заботливо отремонтировали приваркой подшипников к валам;

5. Центровка дизеля относительно КПП, т.к. родной Д-75  на своих опорах был смещен на 20 мм выше и в сторону;

6. Изготовление изношенных втулок коленчатой оси ленивца и пальцев карданного вала;

7. Ремонт сцепного устройства - изготовление новых шпилек и восстановление резьб;

8. Восстановление чугунных деталей;

9. Изготовление недостающих патрубков и кронштейнов;

10. Изготовление недостающего нестандартного крепежа.

После сборки силовой части был произведен пробный выезд:

Сейчас проходят кузовные и малярно-покрасочные работы, облик трактора приближается к заводскому виду.

Назад к оглавлению