21-26 сентября 2015 года нашим коллективом была проведена работа по приобретению и доставке пассажирского вагона типа ПВ-26. Этот вагон стал не только первым пассажирским вагоном в нашей коллекции, но и был первым серийным металлическим пассажирским вагоном для узкоколейных железных дорог. Конструкция вагона была разработана группой инженеров Демиховского машиностроительного завода во главе с Ю.В. Грановским и Н.И. Поляковым в 1949 году. Вагоны указанного типа в первую очередь попали на УЖД торфяной промышленности. Этот  тип вагонов строился до 1955 года, когда ДМЗ перешел на выпуск вагонов ПВ40.

ПВ-26 представляет из себя металлический пассажирский вагон с двумя тамбурами и пассажирским салоном на 26 мест. Рама вагона выполнена в виде хребтовой, двух шворневых и одной поперечной балок. Двери – деревянные, обшитые железом, боковые – на петлях, торцевые - сдвижные. Для увеличения жесткости вагона кузов имеет ферму жесткости, разделяющую салон на две равные части и подоконный обносной пояс (лист). Вагон имеет пассажирский салон на 26 мест, с расположением сидений по схеме 2+1, котельное и туалетное отделение. Внутренняя отделка – стены – линкруст, потолок – крашенная фанера. Окна – открывающиеся, опускные. Отопление вагона от индивидуального водогрейного котла с размещением труб по одной стороне, освещение – электрическое от локомотива. Вагон опирается на две двухосные поясные тележки с одинарным рессорным подвешиванием. Для доступа на крышу на каждой торцевой стенке была приварная лестница. Тормоз – ручной от штурвала, расположенного в тамбуре котлового конца вагона. За период выпуска с 1949 по 1955 год вагоны претерпели ряд изменений – для увеличения жесткости кузова обносной лист был заменен на приварную гофру, что не дало желаемых результатов. По этой причине была увеличена толщина листов обшивки и от пояса жесткости и от фермы-усилителя (перегородки внутри вагона) отказались. Сдвижные торцевые двери имели ненадежную конструкцию и затем были заменены открывающимися на петлях. Для удобства замены водяного котла была сделана легкосъемная крыша над котельным отделением, трубная разводка сделана на обе стороны. Лестницу на крышу оставили только со стороны котельного отделения. Дополнительно по краям пассажирского салона добавили дефлекторы для доступа свежего воздуха. Грузовые тележки были заменены на тележки типа ЭД18 с двойным рессорным подвешиванием и люлькой (ПВ40). Крайне неудачна оказалась развесовка вагона – одна сторона была перегружена из-за размещения на ней котлового и туалетного отделений и двойного ряда сидений. Все недостатки вагона были учтены при проектировании вагона типа ПВ-40, который уже более 60 лет выпускается без значительных изменений.

Идея приобрести вагон типа ПВ-26 нашим коллективом рассматривалась еще в 2010 году, тогда были проведены переговоры и осмотр вагона данного типа на торфопредприятии Тесово-1, однако ввиду «плачевности» его состояния, а главное из-за отсутствия рамы было решено от него отказаться. Затем появились более неотложные дела и об этом типе вагонов забыли. Вновь интерес вернулся в этом году, было проверено несколько мест где находились вагоны указанного типа.

Наш вагон работал на Комсомольском транспортном управлении под местным номером 045, затем был поставлен на сарай на территории Комсомольского Механического завода (ныне ОАО «Гидроагрегат»), где использовался для хранения досок. При переоборудовании в сарай вагон претерпел незначительные переделки и сохранил внутреннее убранство пассажирского помещения (за исключением сидений). Вагон относится к первой опытной партии вагонов ПВ-26 и имеет подоконный пояс из листа, внутреннею ферму жесткости, сдвижные торцевые двери и глухую крышу над котловым помещением.

Выражаем благодарность руководству ОАО «Гидроагрегат» Звереву Алексею Владимировичу и Старостенко Роману Леонидовичу, а также всем, кто причастен к подготовке и перевозке вагона.

Назад к оглавлению