Для механизированной выгрузки и распределения балласта на УЖД создан целый ряд вагонов отличных по конструкции. Такие вагоны изготавливались ка специализированными предприятиями, так и самостоятельно, силами эксплуатирующих организаций по типовым чертежам. Иногда перевозку балласта производили на обычных платформах, для механизированной разгрузки применялись специальные плужки, передвигаемые при помощи лебедки или трактора со специальным отвалом.

По чертежам треста Союзторф предприятия изготавливали на базе 8-ми тонных платформ вагоны для перевозки балласта. Вагон оснащался наклонной призмой и боковыми откидывающимися деревянными бортами со щеколдними запорами. Недостатком таких вагонов являлось то, что разгрузка балласта осуществлялась только наружи колеи.

На базе платформ создавались самодельные вагоны-хопперы с выгрузкой балласта внутрь колеи, наибольшую известность получили вагоны конструкции Кувшиновских мастерских:

Вагон типа БХД-1 – аналогичен по конструкции вагонам СОЮЗТОРФА (или наооборот).

Вагоны типов БХД-2, БХД-3 изготавливались на базе платформ ДМЗ грузоподъемностью 10 т, имеют деревянный кузов типа «хоппер» с двумя боковыми люками. Привод люков – винтовой.

Вагоны типа Д20. Изготовлены на раме низкорамной 20-тонной платформы ДМЗ серии 223. По центру платформы прорезан люк с задвижкой, привод задвижки – ручной винтовой и пневматический. Разгрузка только внутрь колеи. Последний вагон дозаторной вертушки оборудован плугом для разравнивания выгруженного балласта.

Недостатком всей этой серии вагонов являлась разгрузка вагонов только внутрь колеи и отсутствие приспособлений для поддержания заданной толщины выгружаемого слоя.

В 1959 году проведены испытания полувагона-дозатора конструкции Демиховского машиностроительного завода ПДБ-1. Полувагон четырехосный, цельнометаллический, разделен поперк и вдоль на две части треугольными призмами. С двух сторон имеются штурвалы, при помощи которых производиться открытие баковых стенок вагона. В зависимости от величины открытия разгружается соответствующее количество балласта вдоль пути на бровки при передвижении вагона соскоростью 3-5 км/ч. Объем кузова составляет 10,3 м3, вес тары 6,5 т. Опытный состав ПДБ-1 эксплуатировался на сети Шатурского транспортного управления.

Эскиз вагона ПДБ-2

По итогам испытаний, с учетом замечаний ШТУ, была выпущена опытная партия вагонов ПДБ-2, от ПДБ-1 они отличались тем, что в состав вертушки был включен вагон с тормозной площадкой ПДБ-2Т, с пневматическим приводом боковых стенок и применением подшипников качения. Однако пневмопривод оказался излишеством, и завод вернулся к ручной разгрузке на пошедших в серию вагонах ПДБ-3. По конструкции эти вагоны были аналогичны ПДБ-1, однако величина открытия люков выставлялась специальными гребенками, а штурвал использовался лиши для закрытия люков и был выполнен съемным. Каждый 5-6-й вагон выпускаемый заводом строился с тормозной площадкой (ПДБ-3Т). При условии поставки 6-10 вагонов состав мог был быть оборудован дистанционным управлением открытия люков (трос, натягиваемый лебедкой с первого вагона, по очереди открывал люки на всех вагонах вертушки).

Недостатком дозаторов ПДБ является то, что они производят выгрузку лишь сбоку от путей.

На базе вагонов ПДБ-3 Демиховский машзавод изготовил вагоны для перевозки полезных ископаемых модели 43-039.

Для устранения недостатка вагонов ПДБ, а также для возможности планировки балласта при прохождении дозаторной вертушки (как на широкой колее при исспользовании дозаторов типа ЦНИИ-ДВЗ) ВНИИТП разработал хоппер-дозатор типа ХД-1. На четырехосной платформе установлен цельнометаллический кузов с наклонными стенками. Дно кузова имеет четыре люка, которые работают независимо друг от друга. Каждый люк оснащен индивидуальным затвором. Это позволяет производить выгрузку балласта в различных комбинациях (внутрь колеи, наружу, на одну сторону). Под рамой вагона на цепях подвешена балластная рама, подъем-опускание рамы производится винтом, связанным со штурвалом на боку вагона. Чем ниже опущена рама, там тоньше слой выгруженного балласта. В ходе выпуска вагонов несколько раз изменялась конструкция запоров и подвески рамы (промежуточные модели ХД-2 и ХД-3), серийно вагон изготавливается с 1986 года под обозначением модель 43-074.

Эскиз вагона ХД-1

 

 

Назад к разделу "Вагоны"