Для погрузо-разгрузочных работ на верхних и нижних складах лесовозных УЖД, на точках погрузки торфовозных УЖД и на других стационарных местах проведения погрузки, как правило применяются различные нежелезнодорожные краны (гусеничные, козловые, мостовые, портальные, кабель-краны и т.п.), краны на железнодорожном ходу используются для проведения ремонтно-восстановительных работ и погрузо-разгрузочных работ, в основном при депо и в пределах ж.д. путей. Заводских крановых установок, эксплуатирующихся на УЖД СССР, было не так уж и много, они и рассмотрены ниже. На многих УЖД применялись самодельные крановые установки, которые устанавливались на рамы мотовозов, тепловозов, платформ и т.п. На машинах более ранних выпусков применялись крановые установки с механическим приводом (аналогичные устанавливаемым на а/м ЗИС-5, ЗИЛ-164, ЗИЛ-130), на более поздних устанавливали крановые установки с гидро- и электроприводом. Иногда попадаются краны малой грузоподъемности с ручным приводом.

Паровые краны 1,5S (УЖКП1,5)

В 1949 году машиностроительное объединение Valmet, а точнее его завод Rautpohja в городе Ювяскюля начал выпуск полноповоротных паровых железнодорожных кранов серии 1,5S (позднее было присвоено обозначение 5Е). Эти краны поставлялись на УЖД СССР в рамках репарационных поставок и получили обозначение УЖКП1,5. Кран имел максимальную грузоподъемность 1,5 т (0,75 без выносных опор). В качестве привода на кране использовалась двухцилиндровая реверсивная паровая машина однократного расширения. Для приготовления пара в задней части поворотной платформы установлен вертикальный паровой котел. Привод всех рабочих механизмов крана - механический при помощи фрикционных и кулачковых муфт. Кран самоходный, в качестве ведущей используется внутренняя ось одной из тележек. Привод предвижения - механический с кулачковой муфтой и карданной передачей. Дополнительно кран оборудовался лебедкой подтаскивания подключаемой через фрикционную муфту и оборудованную ленточным тормозом. Кран опирался на две двухосные тележки, одна из которой являлась приводной, вторая тормозной. Для внутреннего освещения и освещения места работ на кране был установлен паровой турбогенератор. Всего заводом в 1949-1952 г.г. было выпущено 300 кранов 5Е в рамках репарационной программы, затем с 1953 года,  455 кранов было поставлено в СССР на коммерческой основе.
Большая часть кранов УЖКП1,5 работала на лесовозных узкоколейках. Часть кранов была позже переоборудована на привод от двигателей внутреннего сгорания. В некоторых леспромхозах на базе этих кранов создавались копровые машины для битья мостовых свай. Большая часть кранов УЖКП1,5 была выведена из эксплуатации и разрезана в металлолом в начале-середине 80-х годов.

Дизель-электрические краны КЖУ-0

В 1972 году Монетный ремонтно-механический завод треста Свердловскторф (МРМЗ) получил разрешение Госгортехнадзора (тогда Котлонадзора) на изготовление опытной партии узкоколейных железнодорожных кранов КЖУ-О. За основу крана была взята поворотная платформа гусеничного торфяного крана КПТ-1 Ивановского завода торфяных машин (МРМЗ производил их капитальный ремонт), установленная на специальную узкоколейную платформу. В качестве силовой установки был сохранен дизель-генератор от КПТ-1 ДЭСМ-50 или ДГ-50-10, напряжением 3х380 в, мощностью 50 кВт. Привод всех механизмов – электромеханический. Кран может работать от сети напряжением 3х380 В или от самоходной электростанции. Грузоподъемность крана 8 т. Скорость передвижения крана самоходом 0,83 км/ч, в составе поезда, при отключенном механизме передвижения – 10 км/ч, вес крана 23,37 т. Кран полноповоротный, однако передвижение крана самоходом может производиться только при опущенной в транспортное положение стреле, для чего установлены дополнительные блокировки в электросхеме. Благодаря грузоподъемности 8т при помощи этого крана можно производить многие ремонтные и восстановительные работы на путях узкой колеи. Кранов КЖУ-О, КЖУ было изготовлено порядка 80 шт, и наибольшее распространение они получили на торфяных дорогах.

Несамоходные крановые установки ЛТ-110 и ДМ-20

Няндомские мастерские в начале 70-х годов выпускали несамоходную крановую установку ЛТ-110 . Установка состоит из поворотной платформы крана ЛВ-73 (изначально на ЗИЛ-130), установленной на 4-х осной платформе. На платформе установлен двигатель ЗИЛ-130 от которого через карданные валы вращение передается на лебедки крана. Для повышения устойчивости платформа снабжена выносными опорами. Кран несамоходный, полноповоротный, грузоподъемность максимальная 6,3 т. Основное распространения эти крановые установки получили на лесовозных железных дорогах.

Эскиз крановой установки ЛТ-110.

В начале 90-х годов АЛТИ разработал и изготовил несклолько образцов грузоподъемной машины для лесовозных УЖД ДМ-20. Собственно ничего координально нового придумано не было - на четырехосную платформу, оборудованную аутригерами, установили дизельный двигатель и манипулятор "Loglift" с кабиной для оператора. Эти машины получили распространение на лесовозных железных дорогах.

Назад к разделу "Подвижной состав"