|
УЖД Волосовского ЛПХ
Волосовский леспромхоз в своем подчинении имел несколько лесопунктов, осуществляющих вывозку леса по узкоколейным железным дорогам. Наиболее крупным являелся Репельский л.п. (Репельская или Раковская УЖД). Дорога построена в 1944 году. В 1953 году лесопункт вошел в состав треста ЛЕНЛЕС РОСГЛАВЦЕНТРОЛЕСа, а с 1954 года в состав Волосовского КЛПХ. На 1954 год протяженность дороги составляла 28 км, из них 16 км магистралей и веток. В парке дороги было 3 паровоза (ПТ4, ОП2, и один импортный паровоз), 3 мотовоза МУЗг4, 1 снегоочиститель, 82 платформы и 4 грузопассажирских вагона. Позже маломощные ОП2 и трофейный паровозы заменили два серийных паровоза ВП4. К 60-м годам протяженность дороги увеличилась до 44 километров, на дорогу начали поступать мотовозы МУЗ4Д, а позднее и МД54-4, которые полностью вытеснили паровозы и старые мотовозы. Леспромхоз пытался внедрить на вывозке тепловоз ТУ4, но из за сложности обслуживания и неблагоприятного воздействия на путь, локомотив почти не эксплуатировался. Кроме того на дороге использовались дрезины ГМД4 и две ПД1, одна из которых принадлежала лесхозу. УЖД была частично построена по насыпям, не восстановленных после войны линий Мшинская – Волосово и Веймарн - Чудово. После ВОВ ширококолейный путь шёл от Волосова только до 46 километра (километраж от Мшинской), где был организован нижний склад и контора материально-технического снабжения КЛПХ. Одностойловое деревянное депо и механические мастерские располагались в поселке Реполка, там же построили небольшую пилораму. Кроме того, был проложен узкоколейный путь в деревню Селище, по которому осуществлялось пассажирское сообщение. Что интересно ветка в район реки Вруда, где находился один из участков рубки, пересекала УЖД Изварского лесопункта, но пересечение было глухим, и дороги не соединялись. К концу 80-х годов, официальная протяженность дороги составляла 70 км (из них 30 км магистрали и веток. К этому времени для работы на УЖД поступило более десятка тепловозов ТУ6А, дрезина ТУ6Д и три тепловоза ТУ8, один из которых сразу был продан Изварскому л/п. Для перевозки рабочих планировали использовать вагоны ПВ40, но из за плохого состояния пути, в основном продолжали эксплуатировать самодельные вагоны на базе платформ. Ещё одним ненужным приобретением оказались несколько торфовозных вагонов, в которых безуспешно пытались возить балласт и щепу. Начиная с начала 90-х, лесопункт постепенно переходил на автовывозку, большинство путей было разобрано, часть подвижного состава разрезана в металлолом. В 1997-98 годах забросили и разрушили пилораму в Реполке, разобрали ширококолейный подъездной путь почти до Волосово, однако лесопункт продолжает разделку и погрузку хлыстов на нижнем складе 46 километра, откуда сортамент вывозят автотранспортом. После закрытия Изварского лесопункта оттуда были перевезены на Репельскую УЖД работавшие там МД54-4 и ТУ8, но их вскоре разобрали на запчасти и порезали. На 2007 год 80% добываемого леса вывозилось автомобильным транспортом в хлыстах из района бывшей линии Волосово-Мшинская, куда была построена вполне приличная по лесовозным меркам автодорога из Реполки. Оставшиеся 20% вывозили по УЖД из района реки Веряжки. При этом дальность вывозки по УЖД составляла всего 14 км. В работе осталось лишь два тепловоза ТУ6А и ТУ8, как снегоочиститель используется мотовоз МД54-4 со срезанной кабиной, в кустах у бывшего депо брошена ржавая дрезина ПД1. В 2008 году продолжалось строительство усов на новые делянки. В 2009 году удалось договориться с руководством леспромхоза о приобритении дрезины ПД1, которая была перевезена в поселок Тесово, где под общим руководством Алексея Помигуева была восстановлена до рабочего состояния в 2013 году. Зимой 2011-2012 года начинается разборка УЖД на всем протяжении, весь подвижной состав на тот период, уже разрезан в металлолом. На разборке работал тепловоз ТУ6А-2701 и пара платформ. К июню месяцу УЖД прекратила свое существования. Руководство предприятия пошло на встречу и за символическую плату передало нам тележки из под последнего работавшего тепловоза ТУ6А-2701. На линии Мшинская –Волосово на 51-м километре в послевоенные годы был создан еще один лесопункт РОСГЛАВЦЕНТРОЛЕСа, который в 1954 году был передан на баланс Волосовского КЛПХ, а позднее Волосовского лесхоза. Лесопункт располагал узкоколейной железной дорогой протяженностью около 10 километров. На дороге работало несколько мотовозов МУЗг4, а также применялась конная тяга. Лесопункт занимался, прежде всего, заготовкой дров, поэтому имел второе название Райтоп. Погрузка дров осуществлялась как на автомобильный транспорт, так и в вагоны широкой колеи, причем пункт погрузки располагался прямо на перегоне, на 51-м километре линии 46 км - Волосово. К началу 80-х годов протяженность дороги составляла порядка 12 км в сторону реки Белка (ус в сторону Гладкого болота к тому времени уже не эксплуатировался). На смену МУЗам пришли дизельные мотовозы МД54-4, а затем один ТУ6А и один ТУ8. Лесопункт стал частично вывозить лес в хлыстах для дальнейшей погрузки на автотранспорт. УЖД этого лесопункта имела глухое пересечение с Репельской УЖД. К концу 90-х лесопункт вел заготовку леса в 3-х километрах от места перегруза на автотранспорт, а к 2002 году лесопункт был полностью закрыт, УЖД разобрана, весь подвижной состав, остававшийся в работе на то время (один МД54-4 и ТУ8), перевезен в Репельский л/п. Еще один лесопункт Волосовского КЛПХ, находившийся в п. Красный Луч, именовался Устьевский по названию расположенной неподалёку деревни. Здесь для вывозки леса использовалась небольшая УЖД, протяженностью в среднем около 10-12 километров. Использовалась узкоколейка только летом, зимой действовала автовывозка по зимникам. Железная дорога была запущена в 1960 году, первоначально на ней работал, бывший в употреблении бензиновый мотовоз МУЗ4, позднее лесопункт приобрёл новый мотовоз МД54-4, а затем ещё один. С делянок сортаментом на платформах лес подвозили к так называемой «старой перевалке», построенной в пяти километрах от Красного Луча, где велась перегрузка на автотранспорт. В 70-е годы, в связи с изменением технологии лесозаготовки, лесопункт перешёл на хлыстовую возку древесины, для чего на УЖД поступили вагоны-сцепы. Новые делянки выделялись под рубку немного южнее, и для уменьшения плеча вывозки, лесопункт организовал новую перевалку ближе к деревне Устье. Стоит отметить, что состояние путей в лесопункте, никогда не отличалось своим качеством, балластировка не производилась, и по сути вся УЖД являлась временным усом. В конце 70-х в лесопункт поступил первый тепловоз ТУ6А, в 1984 и 1985 годах появились ещё две шестёры, они заменили пошедшие в утиль мотовозы. Примерно в это же время, снова поменялось направление вывозки, теперь перевалка находилась около деревни Ухора, в те же края перекочевали и основные делянки. В начале 90-х лес в окрестностях УЖД почти вырубили, лесопункт окончательно перешёл на автовывзку, и к 1996 году УЖД и подвижной состав забросили, а позднее и разобрали. В 2002 году о существовании дороги, напоминал лишь брошенный недалеко от Ухоры, поблизости от последней перевалки, обрезок кабины ТУ6А. В конце 30-х годов была начата заготовка леса в районе станции Мшинская линии Ленинград – Луга. Заготовка производилась механизированным способом с применением узкоколейной железной дороги. В 1947 году лесозаготовки вошли в состав треста ЛЕНЛЕС РОСГЛАВЦЕНТРОЛЕСа, а затем в 1954 году в состав Лужского ЛПХ. На то время протяженность дороги составляла 39 км из них 15 км магистральных путей и веток. В парке дороги числилось 1 паровоз ПТ4, 1 серии 159 и два мотовоза МУЗг4. Вагонный парк состоял из 82 платформ, 4-х грузопассажирских вагонов и одного плужного снегоочистителя. К середине 70-х лесосечный фонд лесопункта был практически исчерпан и протяженность дороги сократилась до 25 километров. К началу 80-х лесопункту выделили новые лесосеки на границе Лужского и Волосовского района, УЖД отошла к Волосовскому КЛПХ, однако Мшинский л.п. Лужского ЛПХ продолжал добычу леса с вывозкой автотранспортом на перегруз во Мшинскую. В начале 80-х на дорогу поступают новые локомотивы ТУ6А, ТУ6Д, а затем и ТУ8, вагоны-сцепы и платформы производства ДМЗ, пассажирские вагоны ПВ40 и столовые ВС-1. Кроме того, Волосовский КЛПХ открывает еще одну УЖД в пос. Липово, куда отправляется часть подвижного состава из Мшинской, а также два тепловоза ТУ6А и ТУ6Д. Начальная точка УЖД в Липово размещалась на месте бывшего разъезда Липовец на невосстановленной после войны линии Мшинская - Волосово. В довоенные годы на этом месте также существовал лесопункт, и имелась узкоколейная железная дорога, трасса новой УЖД была проложена частично по линии довоенной узкоколейки. Протяженность Мшинской и Липовской УЖД на конец 80-х годов составляла 35 километров, из них 30 километров магистралей и веток. В начале 90-х лесопункты были акционированы и вошли в состав Мшинского учебно-производственного ЛПХ, перевозка леса по УЖД стала нерентабельной, и к 1992-93 году разобрали УЖД в Липово. По состоянию на 1995 год Мшинский ЛПХ вывозил небольшую часть леса по УЖД параллельно с разборкой линии, в работе оставался лишь один тепловоз ТУ8, два ТУ6А были отставлены от работы и ржавели в тупике. В 1996 году на дороге остался только ТУ8 и около десятка платформ, а к 1999 УЖД была полностью разобрана, подвижной состав разрезан в металлолом. Схема расположения лесопунктов Волосовского ЛПХ
Наззад в раздел "Ленинградская область" |