Ефимовский КЛПХ.

Ефимовский леспромхоз создан в 1929 году. В состав леспромхоза входили четыре учлеспромхоза: Озерский, Озеревский, Заборский и Карабищенский. Каждый учлеспромхоз имел сезонный план вывозки в объёме 100—120 тыс. куб. м. В 1931 году леспромхоз перешёл в подчинение вновь образованному тресту «Ленлес», а учлеспромхозы были расформированы. Образованы лесопункты Ефимовский, Чудецкий, Заборский, Тургошский, Озеревский, Абрамогорский, Сидоровский, Великодворский и Карабищенский.

Места рубок были максимально приближене к деревням и точкам погрузки в вагоны широкой колеи. Годовой план леспромхоза составлял 300—400 тыс. куб. м. Основным инструментом в лесу были топор и пила, механизмом на вывозке — лошадь и дровни. Вывозка производилась по обыкновенным снежным дорогам с нагрузкой на воз от 0,6 до 1 куб. м. Леспромхоз располагал собственным обозом лошадей до 200 голов.
С 1931 года на вывозке стали применять ледяные дороги. Нагрузка на воз достигла 8-10 куб. м. План леспромхоза возрос до 500 тыс. куб. м.
В 1933 году на ст. Подборовье организуется механизированный Подборовский мехлесопункт. Строится пластинчатая лежнёвая дорога. Тяговым механизмом становится трактор «Фордзон». В 1935 году на станции Фетино организуется Фетинский лесопункт. Строится круглолежнёвая дорога. Вывозка производится тракторами «Фордзон» и У-24, а в качестве подвижного состава внедряются двухребордные тележки. В Тургошском лесопункте внедряется вывозка автомашинами ГАЗ-АА. С 1935 года вывозка леса переходит на круглогодовой период. Подбираются лесосеки по берегам рек. Для вывозки использовали волокуши и крестьянские телеги. С 1935 года внедряется лучковая пила. Условия работы и проживания сезонников в лесу были очень тяжёлыми: барак на 40—50 человек, двойные нары, керосиновая лампа.

До Отечественной войны на территории района работал только один Ефимовский леспромхоз. В 1943 году в районе создан Подборовский леспромхоз на базе Заборского, Тургошского, Великодворского и Коробищенского лесопунктов.

(по данным книги «Ленлес: годы становления и развития, 1992 г.)

Вывозка леса с использованием УЖД велась только в Чудецком и Ефимовском лесопунктах.

Чудецкий лесопункт

В 1935-36 годах Ленлес начал проектировать предприятия по добыче и переработке леса на южной оконечности Вепсовской возвышенности, вдоль железнодорожной линии Волховстрой – Бабаево. Был разработан проект организации Чудецкого механизированного лесопункта, который предполагалось разместить в районе поселка Чудцы с постройкой подъездных путей широкой колеи от железнодорожной станции Коли. Строительство было начато в 1940 году, однако полноценному строительству помешала начавшаяся война. В первые послевоенные пятилетки по ранее разработанному проекту началось строительство лесопункта. Были построены деревянная контора лесопункта, пилорама. Для вывозки леса была построена узкоколейная железная дорога, которая официально вступила в строй в 1947 году. Дорога была проложена от станции примыкания Коли на юг в район реки Тушемелька, протяженность дороги к 1954 году составляла 43 км при длине магистральных путей 22 км. В качестве тяги на дороге применялись паровозы ПТ4, К4, два паровоза Воткинского завода ВП1 и ВП4, один легкий репарационный паровоз ОП2 и два паровоза коломенского завода довоенной постройки серий 157 и 159. Вагонный парк состоял из 106 платформ, 8 грузопассажирских вагонов заводов Аммендорф и Веймарн. Для очистки путей от снега использовался плужный снегоочиститель Камбарского завода. Для обслуживания локомотивов построили деревянное депо. На линии было построено два постоянных разъезда на 10 и 15 километрах. К началу 60-х годов общая протяженность дороги увеличилась до 57 километров, вырубки дошли до озера Лощинка. В 60-е-70-е годы на смену паровозам поступают несколько мотовозов МД54-4 и тепловозы Камбарского завода ТУ6 и ТУ6А, новые вагоны-сцепы, пассажирские вагоны ПВ40 и другая современная техника. К концу 80-х леспромхозу запретили вести вырубку леса на участках, принадлежащих соседним лесхозам, в связи с чем пришлось оставить разрабатываемые делянки на озере Лощинка – протяженность дороги сократилась до 24 километров (при длине магистрали 20 км), часть подвижного состава было передано в соседний Ефимовский лесопункт. В начале 90-х годов лесопункт отказался от вывозки леса по УЖД, одновременно с этим при производстве работ по реконструкции автодороги А-114 был разобран переезд. Дорога оказалась разделенной на две части – одна использовалась для поездок местных жителей на «пионерках» в лес, а вторая была оставлена для технологических перевозок на нижнем складе. Для работы было оставлены тепловозы ТУ6, ТУ6А еще один ТУ6А был оставлен в качестве запчастей. Вагонный парк состоял из десятка сцепов, для расчистки путей от снега имелся снегоочиститель. На территории лесосклада были установлены под емкости баки тендеров от паровозов ПТ и паровоза 157 серии Коломенского завода (в 2003 году бак был перевезен в Переславский железнодорожный музей). В 2001 году южная часть дороги была разобрана, а ее северная часть на лесоскладе продолжала действовать, в работе попеременно оставалось два тепловоза ТУ6 и ТУ6А. Технологические перевозки на нижнем складе УЖД выполняла до весны 2007 года, когда была разобрана, подвижной состав разрезан в металлолом, некоторые дефицитные части (реверс, тележки) были перевезены на соседнюю УЖД Ефимовского лесопункта.

Схема Чудецкой УЖД Ефимовского КЛПХ (пос. Коли)

Ефимовский лесопункт

В 1954 году в 10 километрах от Чудецкого лесопункта открывается еще один механизированный лесопункт в поселке Ефимовский, принадлежащий Тресту «Леспромтяж». В 1957 году мехлеспункт входит в состав Ефимовского комплексного леспромхоза.  В Ефимовском строится крупный лесоперерабатывающий комплекс, для доставки леса на который построили узкоколейную железную дорогу на север от линии широкой колеи Волховстрой – Бабаево. Ефимовский лесопункт изначально был ориентирован на совмещенную вывозка леса – как по УЖД, так и лесовозами. Причем автовывозка преобладала над вывозкой по УЖД в зимний период, когда была возможность пользоваться зимниками. К началу 60-х годов протяженность этой УЖД (Кургальская УЖД) составляла 58 км при длине магистральных путей 42 километра. На дороге было построено несколько постоянных разъездов и одна трехпутная станция в поселке Алешины Нивы, проложена телефонная связь. В качестве тяги на эту УЖД сразу поступили мотовозы МУЗ4 и МУЗ4Д, которые в дальнейшем были заменены мотовозами МД54-4 и тепловозами ТУ6. Помимо лесоперерабатывающего комплекса со всей перегрузочной инфраструктурой в Ефимовском построили склады для продовольствия, совмещенные ремонтно-механические мастерские и гараж для лесовозов на окраине поселка. В Алешины Нивы было подведено электричество и телефон, построены новые сборные щитовые дома, налажено водоснабжение поселка из скважин. К началу 80-х протяженность дороги увеличилась до 73 километров, при протяженности магистральных путей 43 километра. Вырубки перешагнули за реку Тутока (магистраль доходила до 60-62 км), кроме того, велась рубка в районе деревни Печная Нива (Печеневская ветка) и в долине реки Ретеша (Ретешская ветка). На смену мотовозам МД54-4 пришли новые тепловозы ТУ6А, а для работы на магистралях тепловозы ТУ4 и ТУ7, однако они из-за большого веса и сложности конструкции на дороге не прижились. Вагонный парк дороги пополнился новыми вагонами различного назначения. К середине 80-х годов протяженность дороги увеличивается до 80 километров (при неизменной длине магистральных путей 43 км). На дорогу поступают новые тепловозы Камбарского МЗ ТУ8, снегоочиститель СП1, самоходная электростанция ЭСУ2А. Новыми вагонами пополняется и вагонный парк дороги. На тепловозах устанавливаются радиостанции, что позволило «похерить» телефонку и ведение графиков исполненного движения. В 1988-89 годах на дорогу передается несколько тепловозов и вагонов с соседнего Чудецкого лесопункта. В конце 80-х леспромхозу запрещают вести рубку леса за пределами «своих» лесхозов, из-за этого леспромхозу пришлось оставить делянки за рекой Тутока и в долине реки Ретша. В начале 90-х эти участки были разобраны Тихвинским ЛПХ, причем разборка велась с севера, а оставшуюся часть дороги спасло лишь плачевное состояние мостов. В середине 90-х объем перевозок по дороге значительно сокращается, вырубки ведутся в пределах 10-15 километров от Ефимовского, дорога работает только летом, зимой вывозка полностью ведется автотранспортом. В качестве запчастей в конце 90-х Леспромхоз приобретает на соседней закрывающейся Заборской УЖД тепловоз ТУ8 (который ранее был приобретен у Тосненского ЛПХ) и несколько сцепов. На тот период в рабочем парке депо находится 4 тепловоза ТУ8 и два тепловоза ТУ6А. В начале XXI века леспромхоз был выкуплен австрийской фирмой, которая настороженно отнеслась к вывозке леса по УЖД, однако сохранила этот «экзотический» для них транспорт. На август 2007 года вывозка леса велась из районе болота Жилуветское (Ретешская ветка), и из района 95 квартала (16 километр магистрали), кроме того осуществлялось «новое строительство» на 23 километре. В работе находилось 4 тепловоза ТУ8, ежедневно по будням два работают с грузом, один с дорожниками и один с рабочим поездом. Ветка до Тутоки используется местными жителями для поездок на рыбалку. Печневска и и Ретешская (в сторону реки Остеречка) заросли и не используются.  УЖД в довольно глухом районе пересекает дорога на Радогошь (грейдер хорошего качества) это порождает хищения рельсов в этом районе, что является одной из главных проблем руководства дороги и леспромхоза.

В Августе 2007 года на эту УЖД была совершена совместная экспедиция вместе с нашими московскими коллегами по увлечению.

 

Дополнительно:

Отчет об экспедиции по УЖД Ефимовского ЛПХ на сайте Перезд.ру

Схема Кургальской УЖД Ефимовского КЛПХ (пос. Ефимовский).

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"