УЖД Обуховской фабрики Изоплит

В 20-30-е годы ХХ века торфяная промышленность стала широко внедрять новый тип продукции из торфа – торфоизоляционных брикетов. Торфоизоляционные материалы стали широко применять в промышленном и гражданском строительстве,  этот период в нашей стране ознаменован строительством разнообразных заводов и цехов по производству теплоизоляционных материалов из торфа. Практически во всех уголках страны появляются поселки с названиями Изоплит, Торфоплит, Торфокомбинат, Торфопродукт и т.п.. Не исключением стали и окрестности Ленинграда. На южной оконечности города между станцией Купчинская южного полукольца Октябрьской железной дороги и отделением совхоза Шушары началось строительство поселка Торфоплит (позднее Изоплит). В поселке построили завод по производству торфоизоляционных материалов и другие производственные и жилые здания. Сырье для нового завода стали добывать на близлежащем заводе. Торф добывался кусковым и багерно-элеваторным методом. Для доставки торфа была построена узкоколейная железная дорога. К сожалению нет достоверных сведений о подвижном составе работавшем на этой узкоколейке в то время. Во время войны завод и УЖД были практически на линии фронта и завод подвергся значительным разрушениям. В послевоенный период, в связи с острой потребностью в стройматериалах, в частности в теплоизоляционных, завод был восстановлен и значительно реконструирован, что позволило увеличить объемы выпускаемой продукции по сравнению с довоенным периодом. Увеличилась и железнодорожное хозяйство: проложили несколько новых путей к новым местам добычи, для тяги поездов применили мотовозную тягу. На 1957 год протяженность дороги составляла порядка 6-ти километров. К середине 60-х годов завод и узкоколейка прекратили свое существование, однако отдельные неразобранные участки путей пролежали на болоте до середины 80-х годов. В настоящее время от завода и инфраструктуры УЖД ничего не осталось, территория болот застроена складами и гаражами, частично по площадям торфоразработок прошла кольцевая автодорога, часть площадей занял завод Тойота-Шушары. Лишь в названии района Шушар иногда употребляется название Изоплит, в частности это относится к ул. Ленина и ул. Мира пос. Шушары.

Схема путей УЖД завода Изоплит (50-е годы)

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"