Дубовицкое торфопредприятие (Волховская ГЭС)

Первый проект использования реки Волхов для выработки электроэнергии был подготовлен инженером Генрихом Осиповичем Графтио ещё в 1902 году. В 1914 году он модернизировал проект под более мощные турбины. Царское правительство не проявляло особого интереса к проекту. Но в 1918 Г. О. Графтио удалось заинтересовать своим проектом В. И. Ленина, в этом же году начались работы по сооружению станции, скоро приостановленные, по причине тяжёлого положения страны, находящейся в состоянии гражданской войны. 16 сентября 1921 постановлением Совета Труда и Обороны строительство ГЭС было включено в план ГОЭЛРО, в этом же году строительство ГЭС было возобновлено. Строительство Волховской ГЭС являлось приоритетной задачей советского правительства. 4-я сессия ВЦИК РСФСР 8-го созыва (5-7 октября 1921 г.) по докладу Г. О. Графтио принимает резолюцию, в которой указывалось, что срочное строительство Волховской ГЭС в корне решит топливный кризис и электроснабжение Петрограда (ныне Санкт-Петребург) и его промышленности. На 3-й сессии ВЦИК РСФСР 9-го созыва (12-27 мая 1922 г.) снова рассматривался вопрос о состоянии строительства Волховской электростанции и было поручено всем соответствующими органами оказывать всестороннее содействие и поддержку работам на Волховстрое. При строительстве ГЭС в качестве внутреннего транспорта использовалась узкоколейная железная дорога. 28 июля 1926 г. открыто сквозное судоходство по Волхову через шлюз Волховской ГЭС. 19 декабря 1926 года при участии членов правительства состоялось торжественное открытие Волховской ГЭС, были пущены 3 первых гидроагрегата шведского производства (подачу электроэнергии ленинградским заводам станция начала в ночь на 5 декабря). В 1927 были пущены остальные гидроагрегаты. Мощность ГЭС составила 58 МВт. Волховской ГЭС было присвоено имя В. И. Ленина. Постепенно мощность ГЭС увеличивалась и к началу войны составляла 66 МВт.

Параллельно со строительством станции начинается разработка близлежащего Дубовицкого торфяного месторождение. Добытый на месторождении торф должен был использоваться для отопления новой станции и близлежащего поселка строителей. В 1929 году начинается строительство Волховского аллюминивого завода, поселок Волховстрой продолжает разрастаться и потребность в добыче торфа становится все более актуальна. Для теплоснабжения станции, поселков строителей и будующего завода строят крупную котельную, которую располагают рядом с территорией строящегося завода, а добычу торфа ведут на северной оконечности болота Дубовицкий мох по границе с железной дорогой Волховстрой – Бабаево. Добыча торфа ведется багерным способом, для доставки торфа с полей на ТЭЦ прокладывают узкоколейную железную дорогу. Торф перевозится несколькими паровозами, взятыми с завершенной к тому периоду стройке ГЭС. Практически все работы по добыче, погрузке и разгрузке торфа выполняются вручную. В 1932 году Алюминиевый завод ввели в постоянную эксплуатацию.

В конце 1941, при подходе к ГЭС немецких войск, оборудование ГЭС было демонтировано и вывезено. Алюминиевый завод и станция заминированы. Осенью 1942, после стабилизации фронта, часть оборудования ГЭС (3 гидроагрегата по 8 МВт) было вновь смонтировано. По дну Ладожского озера был проложен электрический кабель, и Волховская ГЭС начала снабжать электроэнергией блокадный Ленинград. В октябре 1944 года СМУ № 1 треста «Свирьстрой» Наркомата электростанций завершил восстановление и ввод в строй 8 главных гидроагрегатов станции суммарной мощностью 64 МВт. Восстановление ГЭС было закончено уже в 1945 году.  В значительной мере разросшийся в послевоенный период город Волхов требовал все больше торфа, небольшое довоенное торфопредприятие уже не справлялось с возросшими объемами. В 1948-49 году начинается реконструкция торфопредприятия: болото Дубовицкий Мох подготавливают под фрезерную добычу – сводят лес, формируют мелиоративную сеть каналов и канав, возводят новый поселок для торфодобытчиков – выше по течению от ГЭС. На полях прокладывают разветвленную сеть линий электропередач с понижающими трансформаторными подстанциями – что позволяет использовать на добыче электротракторы и электрические краны. Проводятся противопожарные мероприятия – на берегу Волхова строится насосная станция и укладывается десяток километров водоводов. На новые подготовленные поля подводят узкоколейку, узкоколейкой связывают и Рабочий поселок с Волховом. На дорогу поступают новые паровозы (достоверно известно о поставке на эту УЖД по крайней мере одного паровоза серии ВП1 в 1950 году) и четырехосные вагоны для перевозки торфа. Реконструируют и котельную, теперь она становится ТЭЦ. К 1953 году начинается подготовка к разработке следующего участка болота в районе ручья Малый. Однако воплотить этот проект помешало строительство железнодорожного обхода станций Волховстрой 1 и Волховстрой 2. Под строительство новой насыпи была проведена выторфовка болота, УЖД и другая торфодобывающая инфраструктура на болотах в районе строительства была разобрана. ТЭЦ практически полностью была переведена на отопление углем и мазутом. Окончательную точку в работе торфопредприятия поставило строительство газопровода Грязовец – Ленинград, к которому была подключена Волховская ТЭЦ.

Схема УЖД Дубовицкого ТП

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"