УЖД на строительстве Нижнесвирской гидроэлектростанции (Свирьстрой).

В 1920-е годы начались изыскательские работы по проектированию ГЭС на реке Свирь для снабжения Ленинграда электроэнергией по плану ГОЭЛРО. В 1927 году началось строительство второй крупной гидроэлектростанции в СССР (первая – Волховская ГЭС). Новую станцию разместили на месте впадения речки Мунгала. На постройке этой электростанции  впервые в мире был применен опыт строительства ГЭС в мягких грунтах. Коллектив свирьстроевцев возглавил академик Генрих Осипович Графтио. 15 тысяч человек работали практически вручную. Для подвоза материалов к новой стройке от станции Янега Кировской ж.д. был проложен подъездной путь широкой колеи, по которому доставлялись различные стройматериалы. В непосредственной близости от места строительства организовали несколько песчаных карьеров. Доставка материалов непосредственно на стройке осуществлялась узкоколейным железнодорожным транспортом.  В качестве тяги на УЖД применялись паровозы серии 157 Коломенского завода, поступившие в количестве 5 штук в 1929-30 г.г. По окончанию строительства три паровоза были переданы Сучанскому Погрузо-транспортному управлению в 1938 году.  В 1932-33 годах на УЖД поступили по крайней мере три немецких мотовоза Deutz MLH332F и один отечственны производства завода имени Январского восстания. Для размещения работников стройки на левом берегу реки Свирь строится новый поселок Свирьстрой. Первый агрегат станции дал ток 19 декабря 1933 года, а в 1935 году станция заработала на полную мощь. Летом 1933 года через Нижнесвирский шлюз прошли первые суда. Для технологического транспорта на территории станции было решено оставить узкоколейку, в качестве тяги на которой применялось пять мотовозов типа «Комсомолец», и несколько паровозов. Для передачи выработанной энергии в Ленинград была построена первая в нашей стране линия электропередачи напряжением 220 кВ протяженностью более 200 км (линия № 201).

Паровоз на строительстве Нижнесвирской ГЭС, фото Центрального Архива КиноФотоФонодокументов Санкт-Петербурга

В 1941 году станцию оккупировали финны. Они разорили поселок, но плотину не тронули, решив, что она сыграет роль прикрытия. Часть локомотивов со стройки было перевезено на Нижнесвирскую военно-полевую дорогу. В ходе Свирско-Петрозаводской операции накануне штурма Советских войск ворота шлюза были взорваны, вследствие образовавшегося паводка были разрушены все вражеские переправы ниже по течению.

После войны началось восстановление Нижне-Свирского гидроузла, эта стройка получила обозначение Свирь-3. Возрождая гидроузел, Генрих Осипович Графтио рассчитывал сделать станцию более мощной. Уже в конце войны она была восстановлена. После смерти Графтио, в 1949 году, гидроузлу было присвоено его имя.  После восстановления станции узкоколейка и подъездной путь широкой колеи были разобраны, однако на 1949 год на стройке числится один паровоз  "Оринштейн и Коппель" постройки 1937 года. Возможно этот паровоз использовался уже в качестве стационарного парового котла. В 1955 году Нижнесвирская и Верхнесвирская ГЭС объединяются в один Свирский каскад – один из крупнейших гидроэнергетических узлов Северо-Запада России. Возведения каскада ГЭС позволило поднять уровень воды в Свири и решить проблему судоходства на порогах, из-за которых свое название получил город Подпорожье.

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"