Киришский ЛПХ

В послевоенные годы на месте поселка Кириши начинается строительство города с одноименным названием. Для строительства города вначале возводится деревообрабатывающий комбинат (ныне ДСК), который специализируется на выпуске щитовых «финских» домиков. Для снабжения комбината древесиной организуется Киришский ЛПХ в составе треста Ленлес. Новому леспромхозу выделяются участки для рубки в районе реки Носовая. Основную базу Киришского ЛПХ разместили в поселке Пчевжа, там же начали строительство лесопилки и перегруза для леса. От поселка на север в сторону лесосек начали строить УЖД, в поселке Пчевжа разместили главную станцию УЖД - Бор. В 1947 году Пчевжинская УЖД официально вступила в строй. К 1954 году на берегу реки Пчевжа был построен лесозавод, проложены подъездные пути широкой колеи. Протяженность путей узкой колеи достигала 48 километров, из них 23 километра магистральных путей. На дороге работало 3 паровоза ПТ4, один трофейный танк-паровоз, два мотовоза МУЗг и один газогенераторный финский мотовоз МГф. Для расчистки путей от снега имелся один плужный снегоочиститель. Для перевозки леса применялись четырехосные платформы в количестве 120 единиц. Перевозка пассажиров осуществлялась в 12 грузопассажирских вагонах заводов «Аммендорф» и «Веймар». В 1954 году леспромхоз из треста Ленлес выделили в отдельную самостоятельную хозяйственную единицу.

В 50-е годы Пчевжинская УЖД начинает активно развиваться, к 1961 году ее протяженность составляет 94 километра, при длине магистральных путей 45 километров. На дорогу поступают новые вагоны и локомотивы (в основном мотовозы МУЗ4 и МУЗг4). Самая дальняя точка УЖД на то время доходила практически до деревни Бережки на реке Волхов. В 60-е 70-е года магистраль в сторону Бережков становится боковой веткой, а основные вырубки начинаются в районе болота Ширинский Мох, протяженность магистрали до новых мест рубок составляет 29 километров, а общая протяженность дороги – 95 км. С начала 70-х годов начинают разбирать магистраль на Бережки, однако при этом строится большое количество новых усов и веток, к концу 80-х протяженность дороги составляла 85 км, однако длинна магистрали на основные места рубки осталась неизменной. На дорогу поступают новые тепловозы ТУ6А Камбарского МЗ, для путевых работ приходят тепловоз-дрезина ТУ6Д и стройремпоезд СРП3 в составе с энергоагрегатом ТУ6СП. Для перевозки пассажиров и инспекционных поездок имелось несколько дрезин ПД1, а для перевозки путейцев  – дрезины ГМД4, одна из которых была оборудована сварочным агрегатом для сварки рельсов. Вагонный парк дороги состоял из вагонов-сцепов ДМЗ и АВЗ, платформ ДМЗ, пассажирских вагонов ПВ40 и 43-051 и цистерн ВЦ20 для перевозки ГСМ. Одновременно в работе находилось 5-6 локомотивов, имелась телефонная связи с лесосеками и радиосвязь между диспетчером и машинистами локомотивов. Для работ на широкой колеи леспромхоз располагал собственным мотовозом Мк2/15.

Схема путей Пчевжинской УЖД на начало 70-х годов.

Не смотря на начавшуюся перестройку в начале 90-х, как ни странно, активной разборки УЖД не последовало, продолжалась вывозка леса из района Ширинского Мха и реки Носовой (3-4 состава в сутки), лежало огромное количество неиспользуемых усов и веток – по которым местные жители ездили на пионерках на охоту и за грибами-ягодами. В 1991 году ЛПХ получил несколько новых сцепов производства ДМЗ и один тепловоз ТУ8.

К 1997 году ЛПХ все больший объем леса стал перевозить автотранспортом, по УЖД вывозили лишь один состав в сутки, возник вопрос о закрытие и разборе УЖД. Разборка УЖД началась летом 1998 года, разбирали при помощи гусеничного тягача, таская рельсовые плети на площадку станции Бор, из-за этого насыпь УЖД была разъезжена и распахана. Разборку производили от Бора в лес. На 1999 год в лесу еще лежало несколько километров путей на бывших усах, на некоторых разъездах стояли недорезанные вагоны. Сейчас о существовании УЖД напоминает просека с автодорогой в лесу и улица в поселке Пчевжа, носящая название Узкоколейная.

Одновременно с постройкой Пчевжинской УЖД в конце 40-х годов строится короткая УЖД от поселка Мотохово в сторону реки Носовая. На дороге применяется конная тяга, лез вывозится в Мотохово, где перегружался на автотранспорт. Мотоховская УЖД просущестовала до 1950-51 года, затем в том районе лес стали вывозить автотранспортом.

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"