УЖД Сергиевского полигона (Лужский лесстройкомбинат)

В 1906-1907 годах начинается строительство Сергиевского военного полигона рядом с городом Луга. Для доставки материалов и перевозки заготовляемого для нужд строительства леса, строится узкоколейная железная дорога. Основное каменное депо разместили в непосредственной близости от штаба полигона (ныне пос. 2-й Полигон), оттуда для подвоза военнослужащих протянули ветку в Лугу. Кроме того проложили ветки к Северному Лагерю (ныне пос. Северный), а оттуда до раз 131 км линии СПб-Псков – по этой ветке осуществлялся подвоз стройматериалов и провианта. Еще одну ветку проложили к Южному лагерю (№-й пост). В дореволюционный период были проложены ветки от 1-го поста к горе Фугасная, где был обустроен еще один лагерь полигона, и ветка от 3-го поста в сторону Толмачево (раз. 125 км). Для вождения поездов на УЖД применялись военно-полевые паровозы Коломеского завода типа 86.

Паровозы на ВПЖД Сергиевского полигона (иллюстрация из книги Наши узкоколейные тепловозы и электровозы)

В постреволюционные годы строительство УЖД Лужского полигона продолжилось. УЖД продлили от 3-го поста в сторону Паортно, где начали рубить лес. В 1930 году построили ветку от линии на Толмачево в район 200 квартала (Ур. Лельпура), и от 3-го поста в сторону реки Стожина. Парк дороги пополнился несколькими паровозами серии «О» Коломенского завода.

Во время Великой Отечественной Войны по территории полигона проходила оборонная полоса и поэтому многие участки УЖД были «перепаханы» как немецкими, так и нашими войсками. После ВОВ так и не восстановили ветку от 3-го поста на Толмачево, от Северного проложили новую магистраль в район «200 квартала» рядом с разрушенной в обход г. Тухтули и Рыбинского Клина, примыкание к раз. 131 км обустроили в районе пересечения с Черенецким ручьем. Параллельно с восстановлением старых лесозаготовок открывались и новые делянки. К началу 50-х годов добыча леса велась севернее «200 квартала» ", туда была построена линия до деревни Пустынь и далее к 43-км и в район дер. Сутоки (Новая). Депо по прежнему оставалось в районе 2-го Полигона. Оттуда до Луги курсировали пассажирские поезда. В Луге были сооружены перегрузочные эстакады и проложен узкоколейный путь к школе, куда ежедневно ходили «школьные» поезда. На послевоенный период в парке дороги числилось 3 паровоза, 3 мотовоза МУЗ4 и один трофейный немецкий мотовоз. В 1953 году в поселке Пустынь организовали дисбат, "контингент" которого и работал на лесозаготовках.

С 1968-69 года основное хозяйство УЖД Лесокомбината ЛСК-167 МО (ему теперь стала принадлежать дорога) переехало в поселок Пустынь, где было сооружено деревянное депо и кирпичные ремонтные мастерские, основную рубку леса стали вести в районе оз. Ветчинское, для перегрузи леса в вагоны широкой колеи построили новый нижний склад в 1,5 километрах от Луги, куда проложили узкоколейные (от раз. Северный) и ширококолейные пути. Для того чтобы не гонять постоянно локомотивы с делянок на базу в Пустынь, организовали лесную базу в Сутоках, где постоянно "жило" несколько локомотивов. В сутоках построили казармы для военнослужищих, кирпичное двухстойловое депо и другие постройки хозяйственного назначения. На смену бензиновым мотовозам на дорогу пришло 3 мотовоза МУЗ4Д и 5 мотовозов МД54-4. По прежнему работало 3 паровоза, кроме того в депо 2-го Полигона постоянно "жил" один военный МУЗ4. Эксплуатировались пассажирские и грузовые дрезины Демиховского завода, сцепы ДМЗ и АВЗ, пассажирские вагоны ПВ-26, ПВ-38, ПВ-40 и ВС-1. С середины 70-х годов южную часть дороги разобрали за ненадобностью, рабочей оставалась линия Перегруз - Северный - Пустынь - 43 км - Сутоки. На смену паровозам и мотовозам пришли тепловозы ТУ4 (2 шт), ТУ6А (5 шт), дрезина ТУ6Д, последним на дорогу в 1987 году поступил тепловоз ТУ8. На перегрузе на широкой колее работало два тепловоза (вероятно ТГК/ТГК2).

Сейчас узкоколейка полностью разобрана, о ее былом существовании напоминают лишь несколько вагонов и каменное депо на 2 Полигоне, превращенное в лесопилку. В Пустыне валяется несколько кабинок от тепловозов, несколько вагонов и остатки от дрезины ПД1 (на 2001 г.). В Сутоках постройки постепенно растаскиваются на кирпич (на начало лета 2005 года практически все кирпичные здания находились еще в удоболетворимом состоянии), ведущая туда бетонка разбирается (бетонные плиты в хозяйстве тоже нужная вещь). Полноценно иследовать эту дорогу представляется весьма проблематично, поскольку большинство участков пролегают по лесам, собственником которых является МО РФ.

Схема УЖД по состоянию на 70-е годы

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"