Оятский ЛПХ (пос. Мехбаза)

В 1948 году вступила в строй Оятская узкоколейная железная дорога (она-же Яровщинская). УЖД  принадлежала тресту Ленлес, а с середины 50-х годов отошла к Оятскому ЛПХ. Основная станция УЖД была заложена на берегу реки Оять между населенными пунктами Яровщина и Лопотово. Новый поселок получил название Мехбаза. В Мехбазе было построено деревянное депо, станция на три пути, мастерские по ремонту лесозаготовительной техники, базу ГСМ и другие хозяйственные постройки. На берегу реки Оять возвели две  эстакады для разгрузки леса и подготовки его к сплаву. Сплав – молевой, в течении всего сезона открытой воды. Неподалеку от поселка Оять с одноименной станцией широкой колеи был построен рейд для сортировки и перегрузки сплавляемого леса на автотранспорт и для дальнейшей доставки на станцию широкой колеи. Место получило название Оятский Сплавучасток или позже просто Оятский участок.

На 1954 год протяженность Оятской УЖД составляла 50 км, из них 21 км магистральных путей. На дороге имелось несколько разъездов, балластный карьеры, телефонная связь. Помимо поселка Мехбаза в лесу имелся еще один поселок Маягиничи, к которому проложили УЖД. На дороге на то время работало 2 паровоза ВП4, один К*4, один ПТ4 и один легкий паровоз ОП2. На маневровой и хозяйственной работе был задействован один мотовоз серии МУЗ4.  Перевозка леса осуществлялась на 88 4-х осныз платформах, для перевозки пассажиров и некоторых грузов в парке дороги числилось 5 грузопассажирских вагонов заводов «Аммендорф» и «Веимар». Для очистки путей от снега применялся один плужный снегоочиститель.

В первую половину 70-х годов строительства новых веток практически не велось, лес добывался в районах поселка  Маягиничи и реки Сарка, с 1975 года вырубки начинают уходить все дальше на Юг в район болот Узкий Мох и Липовский Мох – туда строятся новые ветки УЖД. Протяженность дороги на вторую половину 70-х годов возрастает до 73 км, из них 51 км магистрали. На смену паровозам приходят дизельные мотовозы МД54-4. К началу 80-х годов был прекращен лесосплав по реке Оять, приходилось перегружать лес на автотранспорт для доставки к станции широкой колеи, параллельно велась вывозка автотранспортом на прямую с делянок, и к 1983 году ЛПХ полностью перешел на автовывозку. УЖД долгое время стояла стояла без движения, и использовалась местными жителями для поездок в лес. На станции в конце 80-х стояло два мотовоза МД54-4 и несколько платформ. В начале 90-х годов УЖД была полностью разобрана, в 2000 году в поселке Мехбаза валялось несколько кабинок от МД54-4 и бак тендера от узкоколейного паровоза, в 2006 году в поселке никаких следов от УЖД уже не осталось. В лесу, по части бывших линий УЖД проложены автодороги, кое-где попадаются шпалы и километровые столбы (в частности на разъезде у реки Сарка.

 

Схема Яровщинской УЖД

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"