Подборовский Леспромхоз

Вепсовская возвышенность, расположенная на Востоке Ленинградской области всегда славилась своими дремучими лесами, которые долгое время сохраняли свою первобытность. Огромное количество маленьких деревень, разбросанных по берегам речушек долгое время оставалось без связи с «большой землей». Лишь с началом заготовки леса этот край стал более-менее доступным для цивилизации.

Еще в довоенный период начинаются попытки заготовки леса на вепсовской возвышенности, организуется несколько мехлеспунктов, которые ведут заготовку и вывозку леса к железной дороге широкой колеи. В мехлеспунктах применяются крегло и плосколежневые дороги, а в качестве тяги различные трактора. Активная заготовка леса на Вепсовской возвышенности начинается в 50-е годы ХХ века, организуется несколько новых леспромхозов, часть из которых на вывозке древесины начинает применять узкоколейные железные дороги. В 1953 году была введена в строй Заборская УЖД Подборовского комплексного леспромхоза.  Начальный пункт дороги размещался в поселке Заборье, там были построены цех по переработке древесины, локомотивное и вагонное депо, узкоколейная станция Лидь, диспетчерская и другие хозяйственные постройки. Для перегрузки леса в вагоны широкой колеи от станции Заборья проложили подъездной путь широкой колеи к двум точкам перегрузки леса, хозяйственным складам и торцевой платформе для разгрузки узкоколейной техники. На начало 60х годов УЖД имела протяженность  65 километров, из них протяженность магистральных путей составляла 38 километров. Добыча леса велась в районе болот Шипелевская Чисть, Роплинская Чисть и вдоль рек Нюша и Ропля. На дороге было построено два разезде – раз. 15 км и раз. Белая. От раз. Белая проложили путь к деревне Бор, где была построена станция Боровской (впрочем Боровской называлась вся ветка от Белой). В дальнейшем от Бора были построены усы на делянки в район оз. Чикозеро и деревни Белячиха. Все станции и разъезды имели телефонную связь со станцией Лидь, где располагалась диспетчерская. К середине 70-х годов протяженность дороги увеличивается до 129, а к концу 80-х – до 136 километров, при этом протяженность магистрали составляет порядка 90 километров. На дороге организуются новые раздельные пункты: раз. Ропля (на нем отходила ветка в район урочища Межник на места рубок), станция Красноборский (с двухстойловым локомотивным депо, подъездными путями к магазину в поселке), разъезд Курба (от него отходили ветки в район озер Пупозеро, Вагузеро, Мелозеро – «102 квартал»), раз. 71 километра, станция Винницы (в районе озера Мустозера). При строительстве было заложено несколько песчаных карьеров. В качестве домиков дежурных по разъездам были установлены старые крытые вагоны 1911-1916 годов выпуска, ко всем разъездам была проложена «телефонка». В Заборье на берегу реки Лидь построили лесозавод, туда проложили узкоколейный путь от станции Лидь и ширококолейный подъездной путь от станции Заборье.  На дороге эксплуатировалось три паровоза серии ВП4 (1956 года выпуска), Кв4 (1956 г.в.), три Кч4 (1949-1950 г.в.), за тем на их замену пришли мотовозы МД54-4 и тепловозы ТУ4, затем появились ТУ6 и ТУ6А с механической передачей, а потом и тяжелые ТУ7. Для путейцев имелось несколько тепловозов-дрезин ТУ6Д, самоходные электростанции ЭСУ1А и ЭСУ2А. Для инспекционных поездок использовались автодрезины ПД1. С середины 80-х годов на дорогу начинают поступать тепловозы ТУ8. Вагонный парк дороги состоял из вагонов-сцепов производства АВЗ и ДВЗ, платформ, различных заводов. Для перевозки стройматериалов и других грузов имелось несколько крытых вагонов, а для жидкостей – цистерн ВЦ20. Перевозка пассажиров осуществлялась в пассажирских вагонах ПВ40, регулярное пассажирское движение осуществлялось до Красноборского с заходом поездов на Боровской, нередко пассажирский продлевали до Курбы. Пассажирский ходил ежедневно, в состав поезда включался продуктовый вагон. На конец 70-х годов объем перевозки леса составлял около 100 тыс. куб.м. в год. Заготовка леса велась в основном в районе станции Винницы, и на ветках 63 и 102 квартала (ветка от Курбы). Ежедневно в работе находилось около десятка тепловозов: на вывозке с Винницы, в основном были задействованы ТУ7, на вывозке с усов 102 и 63 кварталов – ТУ4, с пассажирскими ходили ТУ6 и ТУ6А. В Красноборском работало несколько своих локомотивов, которые на крупный ремонт приходили в Заборье. К началу 90-х годов в район станции Винницы от поселка Винницы была проложена вполне приемлемая лесовозная дорога, вывозка леса из того района была переведена на автотранспорт. В эпоху перестройки объем перевозок по дороги значительно сократился, началась разборка путей. В 1998 году рубка леса велась в районе 75-83 кварталов за рекой Колпь, вывозка леса составляла 1-2 состава в сутки. Большинство локомотивов было отставлено от работы и разрезана в металлолом, в работе оставалось лишь несколько тепловозов ТУ6Д, ТУ6А и ТУ8. Пассажирский поезд ходил уже два раза в неделю, и без захода в Боровской – ветка туда была разобрана. Была разобрана и большая часть других неиспользуемых веток. Активно велась разборка Винницкого магистрального пути, на 2000 год рельсы заканчивались в районе  Ойозера. На дороге существовало активное «пионерочное» движение – местные жители ездили на дрезинах в лес, на рыбалку, на Ойозере в качестве домика рыбаков стоял пассажирский вагон ПВ40. Нередки были случаи столкновения пионерок между собой и с тепловозами. В конце 90-х ЛПХ приобрел несколько тепловозов на закрытой УЖД Тосненского ЛПХ в пос. Радофинниково.

В 2001 году по УЖД прекратилось движение пассажирских и грузовых поездов, оставалось движение лишь тепловозов с рабочими для разборки УЖД. В работе оставалось всего два тепловоза, все остальное было разрезано на металл или продано на УЖД соседних Леспромхозов. К 2002 году УЖД окончательно разобрали. На 2005 год об существовании УЖД напоминает лишь площадка станции в Заборье, насыпи и просеки в лесу. В здании депо разместили лесопилку.

 

Подборовский КЛПХ, ст. Лидь, фото А.Корсаков, 2000 г.

 

Схема дороги на 2000 г.

 

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"