РАЗДЕЛЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЖД
РЕГИОНЫ
ТЕХНИКА
ПОЕЗДКИ
НАМ ПИШУТ
АВТОРЫ
ФОРУМ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА

SpbRailFanClub

ПЕРЕЕЗД.RU

Кукушка.ru

ДЖД  

 

УЖД Свирского энерголескомбината и Верхнесвирской ГЭС (г. Подпорожье).

В 1936 г. начато строительство Верхнесвирской ГЭС, которая должна войти в состав каскада Свирских гидроэлектростанций и обеспечить бесперебойное снабжение Ленинграда электроэнергией, суммарная мощность каскада должна была составить 160 МВт. Новая станция строится в районе селения Подпорожье. Природные условия в районе размещения новой станции аналогичны Нижнесвирской, поэтому станция строится по аналогичному проекту. Советская Республика имея уже достаточный опыт в строительстве крупных гидроэлектростанций теперь в значительной мере подготавливается к новой «стройке коммунизма». Для снабжения стройки строительными материалами организуется трест Свирьстрой. В непосредственной близости от будущей стройки возводится комбинат мостовых железобетонных конструкций (МЖБК), лесокомбинат, механический завод, автоколонна и другие подсобные производства. В районе деревни Лаптещина закладывается гравийный крьер, в пос. Усть-Боярская – песчаный, а на впадении реки Святуха – габродиабазный. От станции широкой колеи Подпорожье прокладываются подъездные пути широкой колеи к площадке нового строительства и на все подсобные производства. В качестве технологического транспорта на строительстве ГЭС применяется УЖД с паровой тягой – работает несколько (минимум два) паровозов серии 159.

Кроме того, как уже отмечалось, в Подпорожье был построен лесокомбинат (Свирский энерголескомбинат), для доставки леса, на который проложили узкоколейную железную дорогу.  Комбинат располагался на излучине реки Свирь ниже по течению строящейся ГЭС, на окраине рабочих поселений, которые впоследствии объединили в город Подпорожье. Изначально добычу леса вели в районе деревни Поляны (оз. Долгозеро), Туда была проложена магистраль узкоколейки. На 12 километровом участке было обустроено два разъезда на 6-м (5-м?) и на 10-м километре. По мере вырубки леса в указанном районе УЖД продлили на восток в район озера Погра, а затем еще дальше в район Святозера. В качестве тяги на дороге применялась паровая тяга, преимущественно с паровозами 159 серии.

С началом Великой Отечественной войны работы по строительству ГЭС были приостановлены. К зиме 1941 года территория Подпорожья была оккупирована финскими войсками. На момент оккупации на брошенной стройке находилось два локомотива, на УЖД лесокомбината – 5 локомотивов.  В ходе войны финны приспосабливают лесовозную УЖД в качестве военно-полевой для доставки войск и грузов, продлив ее до пос. Редоручей (вероятно была построена еще ветка в район деревни Шименичи, поскольку в финских документах  эта УЖД называется как Нижнее-Свирская УЖД Kosoenala  - Simanitsi). На дорогу перевозят несколько локомотивов с соседних захваченных узкоколеек.

В послевоенный период началось восстановление Нижнесвирской ГЭС и продолжение возведения Верхнесвирской. На стройке Верхнесвирской гидроэлектростанции продолжают трудится довоенные локомотивы, несколько локомотивов, привезенных финами, кроме того на стройку привозят несколько трофейных локомотивов, в часности с соседней УЖД Энерголескомбината. В общей сложности на постройке ГЭС работают 8 локомотиво завода "Геншель" (1908-1939 годов выпуска), один паровоз "Ориенштейн и Коппель" 1904 г.в. и один паровоз завода "Борзиг" 1910 года постройки. Возможно часть этих локомотивов использовалось в качестве стационарных паровых котлов. В 1949 году на стройку поступают 6 паровозов ВП2 (1949 г.в.) и 6 паровозов ПТ4 (1949 г.в.). УЖД связывает стройплощадку с предприятиями и карьерами. Основная доля перевозимого грунта для возведения плотины перевозится по УЖД. 

С возобновлением стройки УЖД энерголесокомбината из военно-полевой перешла в разряд лесовозных. Лесоразработки велись в районе оз. Вадруисозера, где была построена разветвленная сеть веток и усов. На дороге работало некоторое количество локомотивов со стройки ГЭС, а затем в 1955 году пришел первый паровоз в собственность энерголесокомбината. В 1956 году парк локомотивов комбината пополнился тремя новыми паровозами ВП4. Лесокомбинат принадлежал тресту Свирьстрой министерства Электростанций, поэтому эта дорога ни фигурирует ни в одном из отчетов Минлеспрома.

15 февраля 1952 года Верхнесвирская электростанция вступила в строй на полную проектную мощность. После пуска еще некоторое время продолжалась достройка корпусов и облагораживание территории станции, но к середине 50-х все строительные работы были завершены и УЖД на месте строительства полностью демонтирована. В 1955 году Нижнесвирская и Верхнесвирская ГЭС объединяются в один Свирский каскад – один из крупнейших гидроэнергетических узлов Северо-Запада России. Возведения каскада ГЭС позволило поднять уровень воды в Свири и решить проблему судоходства на порогах, из-за которых свое название получил город Подпорожье.

По окончанию строительства трест Свирьстрой был ликвидирован, на его базе был организовано несколько предприятий, занимающихся монтажом гидротехнического оборудования, а лесокомбинат и комбинат МЖБК перешли под управления министерства строительных материалов. Свирский лесокомбинат еще какое-то время производил вывозку леса по УЖД параллельно с автотранспортом, а к началу 60-х годов из-за истощения лесосечного фонда в районе УЖД полностью перешел на автовывозку и работу со специализированными лесозаготовительными предприятиями – леспромхозами, в частности с Подпорожским комплексным леспромхозом.

В начале 80-х годов комбинат был в значительной мере модернизирован, большая часть производства было перенесено в поселок Важины, куда непосредственно приходила узкоколейка Подпорожского леспромхоза. Процесс реконструкции тянулся несколько лет и окончательно не был закончен из-за начавшейся перестройки и развала Союза. Однако, не смотря на это, по своим показателям Свирский ЛСК на середину 80-х годов был самым крупным из лесоперерабатывающих комбинатов на Северо-Западе.

 Схема УЖД Подпорожского лесокомбината.

 Copyright © 2007 УЖД Северо-Запада