РАЗДЕЛЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЖД
РЕГИОНЫ
ТЕХНИКА
ПОЕЗДКИ
НАМ ПИШУТ
АВТОРЫ
ФОРУМ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА

SpbRailFanClub

ПЕРЕЕЗД.RU

Кукушка.ru

ДЖД  

 

УЖД Приозерского ЦБК

Расположенный на севере Карельского перешейка, при впадении реки Вуокса в Ладожское озеро, город-крепость Корела (Кякисалми) возник более 700 лет тому назад на оживлённом торговом пути «из варяг в греки» как военный, ремесленный, торговый, религиозно-культурный центр карел - исконных племён, обитавших на этой на территории. По новгородским берестяным грамотам племя корела упоминается с 1066 года, а по новгородским летописям – с 1143 года. История пограничного города чрезвычайно насыщена битвами, захватами его шведами и русскими, разрушениями, пожарами, уничтожавшими город дотла, строительством новых крепостей-детинцев. После последней русско-шведской войны 1808-1809 г.г. в Россию вошло Великое княжество Финское на правах автономии. Кексгольмская крепость утратила своё приграничное положение и вместе с Выборгской губернией вошла в состав этого княжества в 1811 году. Старую крепость города стали использовать как политическую тюрьму.

После того, как Финляндии в декабре 1917 года была предоставлена независимость, Кексгольм, переименованный в Кякисалми, переживает социально-экономический взлёт. Вступило в действие железнодорожное сообщение с финскими и российскими городами, были построены новые лесопильные заводы, а также крупный целлюлозный завод Вальдгофа. В качестве технологического транспорта на территории завода применялась узкоколейная железная дорога с шириной колеи 600 мм. По железной дороге доставлялся лес от причалов к складам и цехам переработки. В качестве тяги на дороге работало несколько паровозов, которые позже были заменены двухосными бензиновыми мотовозами финской постройки. Для обслуживания узкоколейных локомотиво на заводе строится двустойловое локомотивное депо. К заводу прокладывают подъездные пути широкой колеи.

В 1940 году в результате советско-финляндской «зимней» войны город был передан командованию Красной Армии. СССР затеял очередную реконструкцию завода, для чего в городе был организован исправительно-трудовой лагерь: Кекскольмский ИТЛ (ИТЛ Спецстроительства целлюлозно-бумажных объектов Карело-Финской ССР, ИТЛ Спецстроительства на Карельском перешейке, Кексгольмлаг). Но не прошли и полтора года, как с началом Великой Отечественной войны (точнее, с августа 1941 года) город вновь заняли финны. В состав Советского Союза Кексгольм вошёл только через 3 года – 24 сентября 1944 года. В 1948 году город получил название Приозерск. В ходе войны город был разрушен и сожжён. После войны город пришлось отстраивать практически заново, значительно пострадал и целлюлозный завод. К 1947 году восстановление завода было закончено, и завод выдал первые тонны уже советской целлюлозы. В качестве технологического транспорта на заводе оставили УЖД, ширина колеи осталась прежней – 600 мм, в качестве тяги использовалось несколько финских мотовозов, захваченных вместе с заводом. На них были установлены отечественные бензиновые двигатели, которые впоследствии заменили дизельными моторами. В середине 70-х начинается реконструкция целлюлозного завода в целлюлозо-бумажный комбинат. Начинается строительство новых корпусов, в качестве внутризаводских коммуникаций развивают автотранспорт и широкую колею. УЖД еще некоторое время существует параллельно с широкой колеей в некоторых из цехов, а к началу 1980-х окончательно уходит из истории ЦБК. В 1975 году электрифицируют железную дорогу до Приозерска. В этот же период активно развивается ширококолейный транспорт, в качестве локомотивов на промышленных путях используют локомотивы ТГМ3, ТГМ4, а для вывода составов на станцию работает несколько магистральных тепловозов ТЭ3.

В связи с ухудшением экологической обстановки и требованиями общественности в октябре 1986 года начато перепрофилирование ЦБК в Приозерский Мебельный Деревообрабатывающий комбинат (ПМДК). С одной стороны закрытие ЦБК улучшило экологическую обстановку в районе (и до сих пор район относиться к районам Лненинградской области с низкой степенью экологической напряженности) с другой, город потерял высокодоходное производство и рабочие места.

Схема путей на территории комбината.

 

 Copyright © 2007 УЖД Северо-Запада