РАЗДЕЛЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЖД
РЕГИОНЫ
ТЕХНИКА
ПОЕЗДКИ
НАМ ПИШУТ
АВТОРЫ
ФОРУМ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА

SpbRailFanClub

ПЕРЕЕЗД.RU

Кукушка.ru

ДЖД  

 

Селивановское торфопредприятие.

В 1928 году вступил в строй один из первенцев Советской целлюлозно-бумажной индустрии - Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. В состав первой очереди входили: древесно-подготовительный, кислотно-варочный, сушильно-бумажный цеха и теплоэлектростанция ТЭС №1. Для производства целлюлозы на комбинате установлено 6 варочных котлов и два пресспата фирмы «Баннинг и Зейбольдт» (Германия) производительностью 100 т в сутки. Для производства оберточной бумаги из отходов сортирования целлюлозы, в сушильно-бумажном цехе установлена бумагоделательная машина (БДМ) № 1 фирмы «Брудергауз» (Германия).  Одновременно с началом производства целлюлозы продолжалось строительство второй очереди комбината. От станции Лунгачи Кировской ж. д. был проложен подъездной путь нормальной колеи к комбинату, а на территории комбината построена значительная по протяжённости сеть внутризаводских путей и организовано предприятие промышленного железнодорожного транспорта. ТЭС №1 была ориентирована на работу на фрезерном торфе, однако, около нового комбината не было подготовленных торфоразработок, и топливный торф доставлялся по железной дороге. Одновременно ведутся работы по разведке близлежащих залежей торфа.

В 1932 году вступает в строй отбельный цех, а в 1935 – сульфитно-спиртовой завод. В период Великой Отечественной войны поселок Сясьстрой не был оккупирован фашистами, однако производство целлюлозы было практически остановлено.

В 1952-53 годах начинается модернизация довоенного производства, были запущены первый в стране цех по производству ванилина из отходов целлюлозо-бумажного производства и цех производства древесно-волокнистых плит. В этот же период начинается разработка Селивановского торфяного месторождения. Для разработки болота было организовано Селивановское торфопредприятие, для доставки торфа с болота на комбинат была проложена узкоколейная железная дорога. Основное железнодорожное хозяйство торфопредприятия было расположено в поселке Селиваново. Там была обустроена станция, контора торфопредприятия и ремонтно-механические мастерские для ремонта торфодобывающей техники и подвижного состава. В Сясьстрое УЖД заходила на территорию комбината, где была обустроена выгрузка торфа в приемный бункер ТЭЦ. В качестве тяги на УЖД применялись мотовозы МД54-4. Торф перевозился в торфовозных вагоны типа УМВ. В дальнейшем на смену мотовозам пришли самоходные электростанции ЭСУ1 и тепловозы ТУ4, а на смену вагонам УМВ – саморазгружающиеся вагоны ТСВ. Перевозка рабочих на поля осуществлялась в пассажирских вагонах типа ПВ-40.

В период с 1958 по 1963 г. произведена полная реконструкция древесного цеха, в 1974 г. по 1980 г. в кислотно–варочном цехе введена в работу установка для механизированной приемки, разводки, хранения в жидком виде и подачи в производство кальцинированной соды. Полностью реконструирован кислотный цех и освоена технология получения сернистого газа, путем сжигания серы вместо колчедана. Развитие и совершенствование технологических процессов требовало параллельного развития энергетических мощностей. В 1956 г. дополнительно к существующим четырем паровым котлам введен в эксплуатацию паровой котел № 5, а в 1964 г. — паровой котел № 6. Параллельно ведутся работы по расширению полей добычи торфа, открывается новый торфоучасток на болоте Мостовой Мох, туда была проложена узкоколейка, которая пересекала Мурманское шоссе.

По проекту расширения и реконструкции в 1968-70 годов, введен в эксплуатацию комплекс фабрик по производству санитарно–бытовых бумаг и изделий санитарно–гигиенического назначения, ТЭС–2 с тремя паровыми котлами, фильтро–отстойные сооружения для очистки производственной и питьевой воды, шлифовальный цех, типография, ремонтно–механический цех, станция биологической очистки промстоков, выпарной цех. На УЖД для поездной работы приходят тепловозы ТУ6А и ТУ7, самоходная электростанция ЭСУ2а с путеукладчиком ППР2МА и несколько десятков вагонов ТСВ6А. В 70-е годы для опытной эксплуатации на участке Селиваново – Сясьстрой на УЖД поступила опытная автомотриса АПУ-0, построенная опытным заводом ВНИИТП, которая вскоре была отправлена обратно на завод для доработки. Значительно реконструирован пункт перегрузки торфа. Возведена крытая узкоколейная разгрузочная эстакада на два пути, построен торфобрикетный завод для снабжения коммунальных котельных города, оборудован новый пункт погрузки в вагоны широкой колеи. Узкоколейный путь на комбинат и мост через реку Валгомку разобрали, вместо него построили ширококолейный путь и новый мост. Подача торфа в бункеры котельных стала осуществляться по промышленным путям вагонами широкой колеи.

 Добыча торфа ведется на двух торфоучастках: Телжево и Шахново. Кроме топливного торфа, ведется добыча торфа для нужд сельского хозяйства. Маневровая работа на точках погрузки и вывод составов с полей в Селиваново производился электростанциями ЭСУ, на вывозке поездов в Сясьстрой задействованы тепловозы ТУ6А и ТУ7. Добытого местного торфа не хватало расширяющемуся предприятию, и комбинат в больших количествах потреблял привозной торф из других торфопредприятий Ленинградской области.

К концу 70-х годов, развивающемуся комбинату уже не хватало мощности двух ТЭС с девятью паровыми котлами, и в 1977 году ТЭС 2 переводится на отопление мазутом, с одновременным вводом в эксплуатацию еще двух паровых котлов. Для работы на мазуте на предприятии строится мазутное хозяйство с емкостями для хранения мазута и сливными эстакадами. ТЭС №1 продолжает работать на торфе, добываемом Селивановским торфопредприятием.

Помимо перевода ТЭС №2 на мазут, вводятся в строй следующие производства: картонно–бумажная фабрика, древесно–массный завод, древесно–подготовительный цех № 2, очистной промывной цех.

В период 80-90-х годов ТЭС №1 также переводится на работу на привозном мазуте, и количество потребляемого предприятием торфа начинает сокращаться. В 1984-86 году проходит очередная модернизация основного производства, проведено техническое перевооружение производства санитарно-гигиенических изделий, включающее в себя модернизацию пресспата с переводом на выпуск ролевого полуфабриката, ввод участка нетканого материала, линии по производству детских подгузников и женских гигиенических пакетов, линии по производству туалетной бумаги. В период перестройки завод практически останавился, однако в 1994 году начинается дальнейшее развитие производства – вводятся в строй два новых варочных котла, а  в 1997-1998 годах проложен газопровод и проведена газификация предприятия и паровых котлов на обоих ТЭС. Это позволило электростанциям предприятия окончательно отказаться от топливного торфа и УЖД была разобрана. Торфопредприятие еще некоторое время продолжало добывать торф для нужд сельского хозяйства, вывозя его автотранспортом. В 1998 году РММ в Селиваново продолжало использоваться для ремонта техники торфопредприятия, весь подвижной состав УЖД был разрезан в металлолом. Несколько кабинок от ЭСУ1 и ЭСУ2а были разбросаны около РММ, одна кабина от ЭСУ1 в качестве сарая была установлена на садовом участке близ УЖД. Перегруз в Сясьстрое был заброшен, металлические эстакады разрезаны на металлолом, подъездной путь  широкой колеи от бункера на территорию завода разобрали, а мост приспособили для прокладки газопровода.

Схема УЖД Селивановского ТП

Разгрузочный бункер, Сясьстрой, фото А.Корсаков, Вид на перегруз торфа и брикетный цех, Сясьстрой, фото А.Корсаков, 1998 г. Кабины от самоходных электростанций ЭСУ1 и ЭСУ2, Селиваново, фото А.Корсаков, 2000 г.

Насыпь линии Селиваново - Сясьстрой, фото А.Корсаков

 Copyright © 2007 УЖД Северо-Запада