РАЗДЕЛЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЖД
РЕГИОНЫ
ТЕХНИКА
ПОЕЗДКИ
НАМ ПИШУТ
АВТОРЫ
ФОРУМ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА

SpbRailFanClub

ПЕРЕЕЗД.RU

Кукушка.ru

ДЖД  

 

Тихвинский ЛПХ.

Тихвинский ЛПХ  в своем распоряжении имел две узкоколейные дороги в лесопунктах Медведок и Медвежка.

УЖД лесоучастка Медвежка

Об этой узкоколейке сохранилось крайне мало достоверной информации. Связано это как с недолгим периодом её работы, так и с удалённостью от цивилизации и больших дорог.

В сентябре 1941 года гитлеровцы и финны перерезали железные дороги, связывающие Ленинград с большой землёй. Для снабжения осаждённого города через Ладожское озеро, через глухие леса и болота, в кратчайшие сроки была проложена автодорога, соединявшая Ладожские берега со станцией Заборье, а позднее с освобождённым Тихвином. Один из участков дороги, пролегал по берегу реки Сукса, и далее по бревенчатым гатям через болота, выходил к деревне Большое Мурово. После прорыва блокады, надобность в наспех построенной дороге в основном отпала, и в послевоенное время этот участок раньше так необходимой Ленинграду «Дороги Жизни» стал ненужным. Тихвинский леспромхоз, во владениях которого пролегал данный отрезок дороги, решил использовать его для лесоразработок в районе речек Медвежка и Ферслевик. Для вывоза леса, ориентировочно в первые послевоенные годы, по бревенчатому настилу фронтовой дороги, проложили железную дорогу колеи 750 мм от берега сплавной реки Сукса до посёлка лесодобытчиков Медвежка, расположившемуся у слияния одноимённой речки и Ферслевика, и далее на вырубаемые делянки. В Медвежку от деревни Сукса провели телефонную линию.

Остатки УЖД, л.п. Медвежка, фото А.Максимов, 2008 г. Остатки УЖД, л.п. Медвежка, фото А.Максимов, 2008 г. Остатки УЖД, л.п. Медвежка, фото А.Максимов, 2008 г.

Какой подвижной состав использовался на дороге остаётся лишь гадать, наиболее вероятно это были лёгкие мотовозы, так как верхнее строение пути было очень слабым – рельсы Р8 уложенные на круглые брёвна.

Период деятельности лесопункта был недолог, уже в середине 60х делянки подошли к болотам Васильевский и Соколий Мох, пригодный к вырубке лес закончился. Посёлок Медвежка был ликвидирован, жителей переселили в Суксу. Подвижной состав вывезли на другие дороги, а саму УЖД бросили. Позднее поперёк дороги выкопали мелиоративные канавы, а верхнее строение пути частично разъездили гусеничной техникой.

Тем не менее, и в наше время здесь читаются следы бывших лесозаготовок – заросшая крапивой поляна на месте бывшего посёлка, ровные ряды еловых посадок и пропадающие в сыром мхе маленькие ржавые рельсы, о которые ещё не раз споткнётся незадачливый охотник.

Схема УЖД л.п. Медвежка

УЖД лесоучастка Медведок.

В 1947 году вступила в строй УЖД лесоучастка Медведок. Добыча леса в этом районе началась практически сразу после освобождения этого района от немецких войск. Лес валили в непосредственной близости от построенной во время войны линии Будогощь – Тихвин. Лес грузился в вагоны широкой колеи непосредственно на перегоне. В то время добычей леса в этом районе занимался Киришский ЛПХ. К 46-47 годам вырубки значительно удалились от линии широкой колеи и для доставки леса к месту погрузки было решено построить узкоколейку. Со строительством УЖД планировалось значительно увеличить объем добываемого леса, в связи с этим было организовано два лесных поселка Тупик (на месте перегруза на широкую колею) и Медведок (в непосредственной близости к местам рубок). К 1954 году протяженность УЖД составляла 19,6 км путей, из них 11 км магистрали. В парке дороги работало 3 газогенераторных мотовоза МУЗ4г и 40 платформ. Кроме того, имеются сведения о передачи одного паровоза с УЖД Бокситогорского брикетного завода, однако в рабочем парке дороги он ни где не числился. Для работы на погрузке леса в вагоны широкой колеи дорога располагала паровым краном УЖДКП 1,5 финской постройки. К этому времени УЖД уже перешла в ведение Тихвинского ЛПХ, так как вырубки велись на территории Тихвинского района. С начала 60-х годов на смену газогенераторным мотовозам начинают поступать дизельные мотовозы МД54-4 Истьинского завода. Для очистки путей от снега на дорогу поступает цельнометаллический снегоочиститель ПС1. Протяженность дороги к 1970 году увеличивается до 22 километров, в основном возрастает протяженность временных путей, протяженность магистрали возрастает лишь на 5 км и составляет 16 км. К 1974-76 годам Тихвинский леспромхоз значительно снижает объемы добычи леса, добываемый лес в основном вывозится автотранспортом. С середины 70-х начинают разбирать линии в район рек Ситомля и Рапля, к началу 1980-х годов останавливают добычу и вывозку леса в Лесопункте Медведок. Начинается разборка УЖД. Какое-то время УЖД еще существовала для связи Медведка с широкой колеи и для вывоза металлолома. К середине 80-х лесоучасток Медведок полностью прекратил свое существование, несколько мотовозов и снегоочиститель, которые эксплуатировались до полного закрытия УЖД, были брошены в поселке. К началу 90-х эти мотовозы и остатки путевого развития на станциях Медведок и Тупик были разрезаны и вывезены в металлолом. В 1999 году в районе станции Тупик прошел сильный лесной пожар. От тупика к Медведку насыпь сильно заросла кустами. О существовании Медведка напоминали остатки ЛЭП, фундаменты жилых и производственных построек и несколько кабинок от последних мотовозов. 

Недействующий семафор на раз.№3, фото А.Корсаков Остатки кабинки мотовоза МД54-4 на развалинах пос. Тупик, фото А.Корсаков Кузов снегоочистителя ПС-1, развалины пос. Тупик, фото А.Корсаков

Схема УЖД л.п. Медведок

 Copyright © 2007 УЖД Северо-Запада