РАЗДЕЛЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЖД
РЕГИОНЫ
ТЕХНИКА
ПОЕЗДКИ
НАМ ПИШУТ
АВТОРЫ
ФОРУМ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА

SpbRailFanClub

ПЕРЕЕЗД.RU

Кукушка.ru

ДЖД  

 

Узкоколейная лежнёво-рельсовая дорога Ивановской бумажной фабрики.

Эта дорога не являлась узкоколейкой в привычном нам смысле, но в её строительство вложено столько трудов, что и сейчас, по прошествии многих лет после закрытия линии, наглядно видны её следы на местности, и во избежание возможных вопросов будущих исследователей, стоит привести краткую историческую справку, и отдать дань уважения неизвестным строителям и инженерам.

В конце XIX века предприниматель А. И. Таптыков задумал построить в Ивановском - имении своей матери, расположенном на небольшой тихой речке Хревица, бумажную фабрику. Для использования речной воды в производственном процессе и электроснабжения фабрики, Хревицу перегородили плотиной, под которой построили здание фабрики с машинным залом для турбин и генераторов, котельную и вспомогательные цеха. Выше на обрыве располагалась лесобиржа, лесопилка, небольшой кирпичный завод и контора.

Баланс для производства бумаги, а также дрова для котельной, поступали с пристани на реке Луга, находившейся чуть выше места впадения в неё Хревицы. Сплавляемая по Луге древесина, поднималась лебёдками на высокий берег и складировалась на второй бирже, расположенной возле пристани, а с наступлением зимы перевозилась по конно-ледяной дороге к фабрике.

Сезонность подвоза сырья, и необходимость ежегодного строительства «ледянки» сдерживала развитие производства, и уже в начале XX века было решено связать фабрику и пристань, капитальной рельсовой дорогой с конной тягой. Несмотря на «несерьёзность» дороги, земляное полотно под неё строилось капитально. На весьма пересечённой местности, строителям пришлось возводить значительные по объёму работ выемки и насыпи.  Также на дороге построили деревянные мосты через реку Большая Чёрная и три ручья. Видимо из-за дороговизны, рельсы использовали только на мостах, переездах и биржах, остальной путь выполнили из деревянных лежней, со стальными полосами поверху.

В следующие десятилетия фабрика исправно работала, получив после революции имя эстонского революционера В. Кингисеппа. В 30-е годы вместо лошадей, на дороге стали использовать трактор Харьковского завода, колёса которого оснастили ребордами, по воспоминаниям старожилов, «поезд» состоял из трактора и трёх вагонеток.

В 1941 году, на плацдарме в окрестностях Ивановского проходили ожесточённые бои, в ходе которых предпринимались попытки остановить гитлеровцев рвавшихся к Ленинграду. Фабрика получила значительные повреждения от попаданий снарядов, были выведены из строя котлы и другое оборудование, в результате прорыва плотины территория фабрики была затоплена, машинный зал и другие помещения залило илом и песком. Узкоколейка также была повреждена, её выемки использовались для укрытия рубежей обороны.

После окончания Великой Отечественной Войны повреждённый участок плотины отсыпали заново, но восстанавливать оборудование фабрики признали нецелесообразным, оставив лишь турбины для выработки электричества, уже 12 января 1946 года, основанная на базе фабрики Ивановская ГЭС дала первый ток. В 50-х годах ГЭС являлась головным предприятием, образованной из малых ГЭС района, Ивановской энергосистемы, а позднее стала участком Кингисеппской ГЭС. Выработка электричества прекратилась в конце 50-х, когда вошла в строй  Нарвская ГЭС, далее содержать устаревшее оборудование не имело смысла, цеха ГЭС и бывшей фабрики передали Ленинградскому заводу «Электроаппарат», а позже Лужскому рыборазводному заводу.

Все эти годы, забытая и никому ненужная дорога постепенно зарастала лесом, сгнили лежни, оставив во мху свои стальные полосы, разошлись по окрестным хозяйствам рельсы, обрушились мосты. Но, построенные на совесть насыпи и выемки до сих пор ведут к песчаному берегу Луги, и лишь немногие из местных жителей ещё помнят их историческое происхождение.

Здание бывшей бумажной фабрики и плотина на реке Хревица, фото В. Турченко, 2008 г. Трасса лежнево-рельсовой дороги, фото А.Максимов, 2008 г. Трасса лежнево-рельсовой дороги, фото А.Максимов, 2008 г., фото А.Максимов, 2008 г.

 

 Copyright © 2007 УЖД Северо-Запада