РАЗДЕЛЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЖД
РЕГИОНЫ
ТЕХНИКА
ПОЕЗДКИ
НАМ ПИШУТ
АВТОРЫ
ФОРУМ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА

SpbRailFanClub

ПЕРЕЕЗД.RU

Кукушка.ru

ДЖД  

 

Узкоколейная железная дорга Осиновецкого порта.

Во время Блокады осаждённого Ленинграда, основная доставка продовольствия жителям осуществлялась через «Дорогу Жизни» проложенной через Ладожское озеро. Зимой автомашины двигались по льду озера без перегрузки, в летнее же время сообщение через озеро поддерживалось различными судами и плавсредствами. После того как в декабре 1941 года наши войска освободили Тихвин началось строительство 34-километровой железнодорожной ветки от станции Войбокало до станции Коса на восточном берегу Ладожского озера. Здесь к февралю 1942 года возник большой озерно-речной порт Кобона, получивший название расположенного рядом рыбацкого селения. Одновременно разросся и Ладожский порт, где появились новые станции, составившие в последствии Ладожский железнодорожный узел. В двух километрах от основной станции Ладожское Озеро появилась станция Каботажная. Два разъездных пути, несколько тупиков, две стрелочные будки и кузов вагона вместо вокзала – эта станция стала центром пассажирских эвакоперевозок. Здесь люди выходили из вагонов и пересаживались в автомашины, которые по льду перевозили их на «Большую Землю», а летом подвозили к берегу, где их ожидали пароходы и баржи. Зимой 1942 года от этой станции началось строительство узкоколейной свайно-ледовой магистрали через Ладожское озеро, однако данное строительство так и не было завершено.

Около бухты Гольцмана, среди густого кустарника, в трех километрах севернее станции Ладожское Озеро была построена станция Костыль. Она имела много путей, два из них уходили к широкому пирсу, оборудованному мощными кранами. Эта станция использовалась для перевалки, вывозимого из Ленинграда промышленного оборудования. Кроме этого на станции Костыль был оборудован слиповый путь (путь уходящий под воду), который использовали для отправки на «Большую Землю» порожних железнодорожных цистерн.

В двух километрах, около бухты Морье в хвойном лесочке построили станцию Болт, которая использовалась в основном для перегрузки нефтепродуктов и угля. Тут же соорудили мощные пирсы с железнодорожными путями для железнодорожной паромной переправы.

На станции Ладожское Озеро вместо довоенных четырех путей стало более двадцати. Были устройства для экипировки, водоснабжения, два разворотных треугольника. На опушке леса появилась водонапорная башня, а в обеих горловинах – гидроколонки.

В стороне от прямой линии Каботажная – Ладожское Озеро – Костыль – Болт, вблизи Осиновецкого маяка, была построена станция Осиновец. Станция специализировалась на перевалке продовольствия. Для перегрузки продовольствия, на мысе Осиновец действовала узкоколейная железная дорога ведущая от станции Осиновец непосредственно на ряжевые деревянные пирсы. Началом движения по УЖД скорее всего следует считать первые месяцы 1942 года, а полностью дорогу загрузили работой вместе с началом летней навигацией. Общая протяжённость путей узкой колеи составляла около 9 километров.

По имеющимся архивным фотографиям можно судить что на УЖД работали как минимум два мотовоза – МУЗ4 и мотовоз Одесского завода им. Январского восстания.

Вполне возможно, что свайно-ледовая магистраль, строительство которой началось зимой 1942 года, имела непосредственное соединение с существующими путями узкой колеи.

Погрузка муки в вагоны в порту Осиновец, 1942 г., фото из коллекции И.Тимофеева Погрузка муки в вагоны в порту Осиновец, 1942 г., фото из коллекции И.Тимофеева

После полного снятия Блокады, пристань Осиновец и недостроенная свайно-ледовая узкоколейная дорога потеряли своё стратегическое значение, и все пути узкой и широкой колеи, а также сооружения пристаней были разобраны для восстановления разрушенного народного хозяйства. Мотовозы, в случае если они дожили до окончания военных действий, скорее всего, передали для использования другим владельцам.

Ладожская эпопея длилась немногим более года, и каждый ее день был наполнен героическим трудом. Все совершенное здесь автомобилистами, строителями, водниками, железнодорожниками дает нам право назвать эту эпопею легендарной.

Исп. материал: Воспоминания В.В. Чубарова, заместителя начальника Ладожского железнодорожного узла («Октябрьская фронтовая», Лениздат 1970 г.)

 

 Copyright © 2007 УЖД Северо-Запада