Узкоколейные железные дороги в поселке Будогощь

Летом 1914 года на берегу Зимнего озера в нескольких километрах от деревень Малая и Большая Будогощь (Будогоща) началось строительство станции железной дороги  Мга – Рыбинск. В ходе ранее проведенных изысканий для станции было выбрано относительно ровное поле между холмом и озером Зимнее. Выбор места обуславливался минимальным количеством наиболее трудоемких земляных работ и близким расположением естественных источников водоснабжения: озер Зимнее и Зеленое. Параллельно началось строительство нового пристанционного поселка, который вместе со станцией получил название Будогощь. На строительство были собраны пленные немцы, австрийцы и китайцы, для выполнения работ по транспортировке грунта привлекались местные жители со своими лошадьми. В 1916 году началась укладка рельсового полотна, и началось рабочее движение поездов до Будогощи. К 1918-19 г.г. станция Будогощь была двухпутной, но имела треугольник для разворота паровозов и деревянное депо. В дальнейшем количество станционных путей было увеличено до пяти. Был построен деревянный вокзал с буфетом, водоподъемное здание и водонапорная башня. В пристанционном поселке были построены пять жилых домов для железнодорожников и железнодорожная больница. Все здания, за исключением водокачки и водонапорной башни были деревянные. Лес для строительства брали на месте, для его обработки была построена пилорама. В деревне Малая Будогощь открыли школу для детей железнодорожников и детей из окрестных деревень. В 1922 году построили типовую железнодорожную школу в пристанционном поселке. В 1921 году линия Мга – Будогощь принята в постоянную эксплуатацию, движение грузопассажирских поездов началось только с 1925 года, а с 1929 года началось ежедневное движение пассажирских поездов до Ленинграда. Параллельно продолжалось строительство линии на Неболчи - Хвойную. Для нужд этого строительства в непосредственной близости от станции разрабатывалось несколько карьеров, куда были проложены подъездные пути. В 1930 году для снабжения строительства и близлежащих населенных пунктов кирпичом в Будогоще открывается кирпичный завод. Завод располагается на берегу реки Пчевжи и занимает довольно большую площадь. Завод рассчитан на 560 рабочих мест и имел план выпуска 5 млн. кирпичей в сезон, однако таких показателей добиться не удалось, и план выполнялся лишь на 2 млн. кирпичей при числе рабочих от 50 до 150 человек. Глина и песок брались из близлежащих карьеров, и доставлялись на завод гужевыми подводами. Топливом для сушильных печей служил лес, который сплавлялся по реке и складировался прямо на берегу. С ходом выработки карьеров  дальность возки увеличивалась, и было решено построить узкоколейку для подвоза сырья. УЖД была проложена от завода в сторону станции, где располагался песчаный карьер с красным мелкозернистым песком. Рельсов для строительства не хватало, и вместо них частично уложили металлические уголки.  Для транспортировки вагонеток по УЖД завод привлекал местных цыган со своими лошадьми. По этой же узкоколейке вывозилась и готовая продукция завода для погрузке в вагоны широкой колеи. Для снабжения завода и поселка электричеством была построена паровая электростанция с локомобилем П-75 в дальнейшем локомобиль заменили дизельгенераторной установкой.

В 1932 году участок железной дороги Будогощь – Овинище был сдан в постоянную эксплуатацию.

В 1937-38 годах начинается строительство рокадной железной дороги Веймарн – Чудово – Будогощь – Тихвин. Параллельно начинается отсыпка земполотна и возведение инженерных сооружений на нескольких участках будущей линии.  С 1938 года начинается отсыпка линий с Будогощи на Тихвин и на Чудово. На линии Будогощь – Тихвин возводят два крупных железных моста через реки Пчевжа и Сясь, через остальные – строят временные деревянные в стороне от трассы, дабы они не мешали в дальнейшем возведению капитальных. На время строительства моста через Пчевжу возводится временный обход немного ниже по течению на месте бывшей мельницы. На линии Будогощь – Чудово начинается возведение крупного моста через Волхов и средних мостов через реки Оскуй и Ингорь. Для отсыпки насыпей в Будогоще закладывают крупный карьер на берегу реки Пчевжа, куда прокладывают путь широкой колеи. Новый путь преграждает путь узкоколейке в карьер, однако предполагается строительство ширококолейного подъездного пути к заводу. Для снабжения стройки шпалами и брусьями для мостов мощности Будогощской лесопилки уже нахватало, и была открыта новая лесопилка около деревни Луг, куда были проложены подъездные пути от линии широкой колеи Тихвин – Будогощь.

Трасса лини Будогощь - Чудово, фото А.Корсаков 2013 г.

К началу войны по обеим участкам было открыто рабочее движение. На участке от Будогощи до Тихвина не было постоянных раздельных пунктов, имелось лишь несколько стрелок для обгона рабочих поездов и ответвление на лесопилку. Участок в сторону Чудово оказался сложнее – требовалось возведение высоких насыпей и строительство мостов через Ингорь (2-й), Оскуй, Волхов и его притоки и возведение путепровода над главным ходом Петербург-Москва. Трасса линии была размечена и прорублена. Было начато строительство путепровода через железную дорогу на Москву и строительство Моста через Волхов (снабжение первой стройки было налажено автотранспортом и по подъездному пути от станции Чудово, снабжение второй – по реке Волхов), и по пути от станции Чудово-3 (Тушин Остров). Участок к ст. Чудово-Московское  построен не был. На начало войны мост через Волхов был построен и велась отсыпка его подходов на западном берегу. Временные пути были уложены на всем протяжении и по ним велись рабочие перевозки и движение балластных вертушек. Движение вертушек было весьма интенсивным, для чего было сооружено несколько временных разъездов на участке от Будогощи до Оскуя. Кроме того мосты через Оскуи и 2-й Ингорь построены не были и имелись деревянные временные обходы. Примыкание строящейся линии к линии Мга – Будогощь было выполнено в виде отдельного блок-поста, блок пост имел предохранительный тупик со стороны стройки и телефонную связь с дежурным по ст. Будогощь. В дальнейшем планировалось примыкание сделать непосредственно на станции Будогощь и уложить двухпутный перегон от примыкания до входных стрелок.

С началом войны, когда немецкие войска стали стремительно продвигаться в глубь СССР, было принято решение о разборке недостроенной рокады, дабы противник не смог воспользоваться данными линиями для своего снабжения. Разборка началась со стороны Веймарна, включая линии Волосово-Мшинская, путевой материал был частично демонтирован, частично разрушен, крупные завершенные или почти завершенные инженерные сооружении подорваны. Единственным не тронутым участком оказался Тихвин – Будогощь. 23 октября 1941 года немцы вошли в Будогощь. 21 декабря 1941 года Советские войска освободили поселок. За два месяца немцы успели уничтожить все окрестные деревни, сожгли в Будогощи 15 частных домов, уничтожили дом на Комсомольской улице, разрушили начальную школу, сожгли контору леспромхоза, вокзал. После освобождения на месте только что начатого карьера был устроен военный аэродром, который позже был переоборудован в гражданский. Аэродром использовался по своему назначению до середины 1970-х годов, на него выполнялся регулярный рейс из Ленинграда (Ржевка) самолетом АН2. В 1942 году участок Тихвин – Будогощь, еще раз повторюсь, построенный по нормам временного строительства, вводят в постоянную эксплуатацию. Пропускная способность составляла 3…5 пар поездов в сутки. К 1943 году такая пропускная способность уже не устраивала нужд фронта и принято решение о реконструкции этого участка силами УВВР-6, 21-м и 40-м отдельными восстановительными батальонами, 13-й и 21-й ГОРЕМ. К осени 1943 года на линии было построено три разъезда, более сотни малых водопропускных сооружений и обход станции Будогощь, пропускная способность линии возросла до 14 пар поездов в сутки. В ходе войны станция Будогощь подвергалась налетам фашисткой авиации, основными целями были депо и сама станция.

Восстановление участка Мга – Будогощь – Хвойная полностью закончено в 1950-52 годах, при этом полностью реконструированы станции участка для обращения тяжелых грузовых паровозов серии «Л». В Будогощи прежде всего удлинили станционные пути, перестроили депо (пункт оборота), наладили водоснабжение паровозов. Прямого пригородного железнодорожного сообщения с Ленинградом не существовало, пригородный поезд ходил только до Мги. В ходе реконструкции построили новый подъездной путь на кирпичный завод (частично по линии бывшей узкоколейки). Однако завод работал из рук вон плохо, и его было решено перепрофилировать в деревообрабатывающий, и передать в Министерство электротехнической промышленности. На заводе был налажен выпуск различной деревянной продукции, использовавшейся в этом ведомстве (корпуса, ящики для аккумуляторов и т.п.).

В 1955 году начинается строительство гидроэлектростанции на реке Пчевжа в рамках программы строительства межколхозных электростанций. Выше по течению от железнодорожного моста начинается возведение машинного зала, водосброса и плотины. Расчетная мощность электростанции 600 кВт, при напоре в 7,3 м. Основание плотины бетонное с засыпкой из щебня и крупнозернистого песка для отсыпки плотины использовалась узкоколейка с ручной откаткой вагонеток. Путь был проложен по верху плотины и использовался для отсыпки гравийных и грунтовых откосов. Щебень и грунт доставлялись автотранспртом, далее перегружались вручную в вагонетки, которые откатывались к месту разгрузки. На строительстве плотины был задействован стройотряд ЛИАП (Ленинградский институт авиаприборостроения). В 1959 году ГЭС введена в строй и начала работать в параллель с Будогощской дизельной и Порогской гидроэлектростанцией, станции объединялись через ЛЭП 10 кВ. ГЭС проработала до начала 90-х годов. С этого времени выработка электроэнергии была прекращена, однако на плотине велось дежурство, а ее территорию предполагалось приспособить для базы отдыха. В 1992 году весенним паводком была разрушена плотина ГЭС, после чего все оборудование станции было разрезано в металлолом, а о ее существовании в настоящее время напоминает лишь остов машинного зала и водосброса.

На строительстве плотины Будогощской ГЭС (фото с сайта mrxxi.narod.ru)

В 1975 году в Будогощь пришла электрификация. Схема станции была изменена для обращения электропоезов и электровозов – была построена высокая платформа и уложен дополнительный путь для прибытия электричек, построено два тупика для электропоездов и электрифицированы некоторые пути треугольника для отстоя электровозов. Со стороны Кириш была обустроена автоблокировка, со стороны Неболчей – полуавтоблокировка, на Тихвин по прежнему осталась жезловка. Все семафоры на станции были заменены светофорами, самое интересное светофоры были установлены и на соединительной линии с Неболчей на Тихвин, однако в скором времени этот обход закрыли для движения поездов, посты примыкания разобрали. Запущен пригородный электропозд до Ленинграда. В связи с этим перестал летать самолет, аэродром закрыли и опять превратили в карьер. На этот раз карьер разрабатывался автотранспортом, а песок из него использовался на строительстве автодороги Чудово – Тихвин. В начале 90-х разработку карьера закончили, а его территорию раздали под садовые участки жителям Будогощи и Кириш.

В 1985-87 годах линия Кириши – Хвойная была реконструирована под движение боевых железнодорожных ракетных комплексов БЖРК. Были уложены тупики для отстоя и ремонта комплекса (внутри треугольника между линиями на Тихвин и на Хвойную), аналогичные пути были построены на станциях Пчевжа, Хотцы. В Будогоще постоянно находился маневровый тепловоз, который выполнял маневровую работу, сортировку сборных поездов, подачу-уборку вагонов на подъездные пути и пригородных поездов на Хвойную и Тихвин, иногда сам водил пассажирский поезд на Тихвин. К началу XXI века произошел спад грузовых перевозок – маневровый из Будогощи забрали, вся работа выполнялась тепловозами сборных и пригородных поездов. Была отменена часть пригородных поездов. Интерес РЖД к этой линии практически пропал. Некоторая активность началась в 2010-2012 годах с пуском скоростных электропоездов по линии СПб-Москва – начался капитальный ремонт путей в сторону Хвойной с заменой рельшошпальной решетки на ж.б., ремонт путей на самой станции, предполагается переключить на этот ход движение грузовых поездов между СПб и Москвой.

 

Карта Будогощи с трассами подъездных путей и узкоколейки

Спутниковый снимок Будогощи с схемами подъездных путей и узкоколейки

 

 

 

Наззад в раздел "Ленинградская область"