В этом разделе приведено описание конструкций, история создания и развития узкоколейного подвижного состава отечественных УЖД послевоенного периода. В первую очередь мы старались разместить материалы по тому подвижному составу, который до сих пор можно встретить на узкоколейках, многие материалы находяться в стадии разработки, поэтому просим прощения за их отсутствие. Для удобства подвижной состав разделен на несколько категорий:

 

Паровозы - локомотивы, приводимые в движение энергией пара. Рассмотрены история создания и конструкция паровозов послевоенной постройки, эксплуатируевшиеся на наших узкоколейках.

 

Мотовозы - локомотивы с двигателями внутреннего сгорания мощностью менее 100 л.с. с механической передачей мощности.

 

Тепловозы - локомотивы с двигателями внутреннего сгорания мощностью более 100 л.с., с механической, гидравлической или электрической передачей мощности.

 

Электровозы и электротепловозы - локомотивы приспособленные для работы на электрофицированных железных дорогах, электротепловозы, кроме того могут работать и на неэлектрофицированных участках дорог.

 

Самоходные электростанции - специальный тип тягового подвижного состава, предназначенный приемущественно для работы с путевыми машинами, снабжения их электроэнергией и сжатым воздухом. На большинстве предприятий они так же используются в качестве локомотивов.

 

Дрезины и автомотрисы - различные несьемны самоходные механизмы, предназначенные для перевозки пассажиров, рабочих и инструмента. Используются для служебных поездок, а на крупных предприятиях и для перевозки пассажиров.

 

Вагоны  - прицепной состав узкоколейных железных дорог, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров.

 

Путевые машины - различные машины и механизмы, предназначенные для механизации путевых работ по ремонту и содержанию путей.

 

Снегоочистители  - самоходные и несамоходные приспособления для очистки путей от снега и других засорителей.

 

Грузоподъемные механизмы - машины, предназначенные для механизации погрузо-разгрузочных и востановительных работ на дорогах узкой колеи.