Наиболее распространенные паровозы довоенной постройки.

После революции производство паровозов было практически остановлено, небольшое количество было построено Коломенским заводом, поставки паровозов из-за границы были прекращены. По окончанию Гражданской войны строительство узкоколейных паровозов было продолжено на Коломенском, Сормовском, Подольском, Невском и Новочеркаском заводах, также вновь начались закупки паровозов за границей. Опять-таки закупки носили адресный характер для конкретных предприятий. Из огромного парка паровозов довоенной постройки наиболее распространенными были следующие типы паровозов: тип 86 Коломенского завода, паровозы серии О Коломенского завода, паровозы типа 157 и 159. Кроме  того было закуплено большое количество паровозов серии В постройки завода «Алко» США, которые попали на некоторые дороги торфяной промышленности. Еще долгое время после революции в работе оставались паровозы постройки до 1917 года:  военно-полевые серии И, Н и паровозы, построенные по заказу Первого общества подъездных путей серий Р, Т, и К-63.

Военно-полевые паровоза серии В, завода «Алко».

Для использования Русской армией в ходе боевых действий в Польше Военным министерством военно-полевые паровозы были заказаны американскому заводу Алко. В 1916-1917 годах этим заводом было изготовлено 70 танк-паровозов типа 0-3-0, получивших обозначение В. В связи с немецким наступлением в Польшу эти паровозы не попали, их отправили окружным путем через Норвегию и Финляндию. Три паровоза попали в Таллинн, большая часть была отправлена на турецкий фронт, некоторое количество паровозов попало на торфовозные железные дороги.

Паровоз серии В постройки завода "Алко"

Паровозы серии О.

С приближением  русской армии к Карпатам работа полевых ж.д. при сложном горном профиле становилась затруднительной, и для выхода из этого положения потребовался более мощный тип узкоколейных паровозов колеи 750 мм, отвечавший всем основным требованиям работы в условиях сложившейся обстановки. Существовавшие в то время локомотивы по различным причинам были непригодны для работы на ВПЖД. За основу нового паровоза был взят четырехосный паровоз типа 63 Коломенского паровозостроительного завода, новый тип товаро-пассажирского паровоза получил обозначение О.

 

Эскиз паровоза О

Конструкторы увеличили габариты паровоза по сравнению с прототипом, увеличение габаритов позволило увеличить поверхность нагрева котла, что совместно с повышением рабочего давления позволило повысить мощность до 160 л.с. и силу тяги до 3630 кг. Паровоз имел простую двухцилиндровую машину Гейзингера с ходом поршня 300 мм и диаметром цилиндров 335 мм. Рама паровоза – наружная, вес паровоза в рабочем состоянии 21,6 т, паровоз оборудован ручными и паровыми тормозами. Трехосный тендер паровоза вмещал 5,6 куб.м. воды и 2,65 тонны угля или 5 тонн дров.

 

Паровоз серии О

Однако паровозу серии О не суждено было появиться на полях сражений в связи с Октябрьской Революцией. Между тем, с декабря 1917 по 1919 год Коломенским заводом была построена партия паровозов серии О и ожидала своего дальнейшего применения. Поэтому постановления Совета Труда и Обороны по заданиям военно-оперативного характера, сперва на топливном фронте, затем на продовольственном и, наконец, на промышленном были проведены при помощи паровозов серии О. По окончанию указанных ударных работ эти локомотивы передали в распоряжение НКПС для распределения по железным дорогам. Всего за период с 1917 по 1926 год было изготовлено 106 паровозов серии О и они работали на узкоколейках от Прибалтики до Урала.

Паровозы серии 157.

Во второй половине двадцатых годов Коломенский завод, учитывая потребность в технически совершенных мощных узкоколейных локомотивах разработал и приступил к постройке нового типа серийного паровоза с нагрузкой на ось 6,5 тонн. Новый паровоз получил заводской тип 157. Паровоз был спроектирован с наружной рамой, имел вес в рабочем состоянии 26 тонн, обладал силой тяги 4700 кг, был снабжен пароперегревателем Шмидта, оборудован стальной топкой Бельпьера с прямоугольным кожухом, приспособленной для отопления дровами, углем, нефтью и торфом. Паровоз был снабжен паровыми и ручными тормозами.

 

 Эскиз паровоза серии 157 Коломенского завода

В 1928 году Коломенским заводом было выпущено 16 паровозов типа 157. В паровозах первого выпуска в порядке эксперимента несколько котлов было оборудовано медной топкой. Внутренний диаметр котла на паровозах первого выпуска составлял 1076 мм. В нем было установлено 81 дымогарная трубка и 12 жаровых труб. Поверхность нагрева котла достигала 61,47 кв.м.

Второй выпуск паровозов типа 157 был осуществлен Коломенским заводом в 1929 году в количестве 31 единицы. Паровозы второго выпуска при сохранении габаритных размеров были оборудованы более мощным котлом. Число дымогарных трубок увеличили до 90. За счет этого поверхность нагрева котла была увеличена до 65,79 кв.м. Всего Коломенским заводом за период 1928-1929 годов было изготовлено 47 паровозов.

В 1933 году Всесоюзным научно-исследовательским институтом промышленного транспорта на путях Чернораменского транспортного управления были проведены теплотехнические испытания паровоза типа 157. По результатам испытаний паровоз был признан лучшим из построенных в России узкоколейных паровозов.

 

 Тяговые характеристики паровозов серии 157 а - Коломенского завода, б - Сормовского завода

В середине 30-х годов документация на строительство паровозов типа 157 была передана Сормовскому паровозостроительному заводу, который внеся свои конструктивные изменения приступил к постройке этих паровозов с 1936 года. Сормовский завод заново спроектировал и изготовил котлы для своих паровозов, в «сормовском» котле было установлено 80 дымогарных трубок, общая поверхность нагрева котла составляла 62,4 кв.м. Была увеличена поверхность колосниковой решетки в топке паровоза. В общей сложности за период 1936-1937 годов Сормовским заводом было изготовлено 160 паровозов серии 157.

Как правило на путях промышленных предприятий паровозы серии 157 обозначались аналогичной серией иногда с добавлением первой буквы завода-изготовителя: К-157, С-157 или 157-К, 157-С. На путях МПС паровозы Коломенского завода обозначались серией Ш.

Паровозы серии 159.

Активный рост использования промышленного транспорта колеи 750 мм в Советском Союзе в период 1930-х годов потребовал выпуска узкоколейных паровозов более легкого типа нежели паровозы 157 серии. В 1930 году на коломенском заводе был спроектирован и построен узкоколейный паровоз с нагрузкой на ось 4 тонны с осевой формулой 0-4-0 с прицепным двухосным тендером. Новый паровоз был обозначен заводским типом 159. Ввиду наличия на то время на путях промышленных предприятий большого количества паровозов серии 86, новый локомотив был максимально унифицирован с этим типом локомотива. Однако в отличие от паровоза типа 86 159 серия имела значительные отличия – паровоз был оборудован пароперегревателем системы Шмидта, давление в котле было повышено до 15 атмосфер, сила тяги составляла 3160 кг, паровоз был оборудован автоматической масленкой системы Фридмана, электрическим освещением, паровым тормозом. Паровоз был выполнен, как и паровозы 86 серии, полутанковым. Небольшие запасы воды и топлива в боковых ящиках на паровозе позволяли его эксплуатировать некоторое время без тендера. В течении 1930-33 годов Коломенский завод выпустил 207 паровозов серии 159. Впервые в 1932 году на паровозе этой серии 159-474 КПЗ изготовил цельносварной паровозный котел.

 

Эскиз паровоза серии 159

С 1933 года к выпуску паровозов серии 159 приступил Подольский завод, который изготавливал эти машины вплоть до 1941 года, построив в общей сложности 665 машин.

В 1933-1934 году 27 паровозов серии 159 было изготовлено Невским заводом в Ленинграде.

 

Тяговая характеристика паровоза серии 159

С пуском в 1936 году Новочеркаского паровозостроительного завода в 1936 году он начал изготавливать паровозы 159 серии, всего за два года (1936, 1937) он изготовил 92 паровоза рассматриваемой серии.

Паровозы серии 159, которых в общей сложности было выпущено 990 единиц, проработали до начала 70-х годов, затем началось их активное списание и разделка на метал.

 

 

Назад к разделу "Паровозы"