Узкоколейные паровозы Воткинского паровозостроительного завода.

С 1947 года постройку паровозов типа П24 Коломенского завода со стандартной нагрузкой на ось 4 тонны начинает Воткинский паровозостроительный завод. Первые локомотивы были идентичны локомотивам типа П24 Коломенского завода, но получили обозначение ВП1 (Воткинский Промышленный) и нумерацию с ВП1-001. Было изготовлено более десятка локомотивов. Постепенно в конструкцию локомотивов стали вноситься изменения, направленные на сокращение времени изготовления отдельных узлов и деталей и повышения их качества. Так, например, соединение барабана котла с топкой переведено с клепки на сварку, сухопарник и песочницу установили в раздельных колпаках, внесен ряд других несущественных изменений. В таком виде паровозы продолжали строиться под обозначением ВП1, со сквозной нумерацией с ранее выпущенными локомотивами.

Продолжая совершенствовать паровоз ВП1 Воткинский завод провел ряд существенных изменений. Изменили конструкцию топки – потолок огневой коробки сделали волнистым, что позволило снять все жесткие и подвижные потолочные связи, увеличили шаг между связями, крепящими боковые стенки огневой коробки и кожуха. Для сохранения необходимой прочности толщина листов была увеличена с 10 до 11 мм. Наряду с этим уменьшили толщину листов кожуха. Описанное изменение конструкции уменьшило количество связей с 424 до 207 штук, позволило исключить все подвижные связи, снизило массу котла на 100 кг и сократило время изготовления топки на 286 часов. В конструкции рамы ввели взаимозаменяемые буксовые накладки (ранее буксовые накладки обрабатывались совместно с рамой), крепление накладок стало осуществляться тремя болтами взамен пяти. Накладки стали обрабатывать отдельно от рамы и устанавливать уже на стадии сборки. Кроме этих изменений применили новую конструкцию уплотнения крышки сухопарника, теперь вместо притирки крышки по кольцу уплотнение стали производить медной проволокой, закладываемой в паз. Паровозы с указанными изменениями получили обозначение ВП2 и строились Воткинским заводом с 1949 года.

С 1954 года Воткинский завод начинает выпуск паровозов серии ВП4. В отличие от ВП2 потолок огневой коробки был выполнен опять плоским, увеличено количество связей. По требованию министерства электростанций и лесной промышленности паровозы ВП4 оборудовались искрогасителем-паросушителем конструкции ЦНИИМЭ. Паровозы ВП4 оборудовались автотормозами со специально разработанным ЦНИИМЭ совместно с Московским тормозным заводом малогабаритным паровоздушным насосом. Эти паровозы завод изготавливал вплоть до 1960 года. Все паровозы ВП оборудовались стандартными турбогенераторами ТТ1М и масленками, применявшимися на паровозах широкой колеи. Всего за период 1947-1960 годов было построено около 2400 локомотивов серий ВП1-ВП4, причем на части машин заводские номера паровозов совпадали с бортовыми.

В 1955-1956 годах Воткинским заводом была выпущена небольшая партия паровозов 0-4-0 колеи 750 мм со сцепным весом 26 т. Указанные паровозы получили обозначение ВТ1 (Воткинский Тяжелый). При проектирование паровозов ВТ1 за основу был взят паровоз серии 157 Коломенского паровозостроительного завода. Некоторые узля были значительно модернизированы, на паровозах были установлены искрогасители-паросушители конструкции ЦНИИМЭ. Для паровозов ВТ1 специально спроектировали четырехосный тендер, применение четырехсного тендера было впервые для отечественного узкоколейного локомотивостроения. По некоторым данным было выпущено пять паровозов ВТ1, которые работали на узкоколейках Свердловской области. Нумерация паровозов ВТ1 общая с паровозами ВП.

В 1947 году Воткинский завод в порядке эксперимента выпустил два паровоза серии ВЛП-МЛТИ (ВЛП-001 и ВЛП-002). Данные паровозы были спроектированы Московским Лесотехническим институтом. Данные паровозы явились воплощением нестандартной технической идеи создания легкого сочлененного паровоза с нагрузкой на ось 2,6 т. Вместо обычного котла на паровозах ВЛП-МЛТИ был установлен специальный водотрубный котел с повышенным давлением и перегревом пара.

 

Эскиз паровоза ВЛП-МЛТИ.

Двухцилиндровая V-образная паровая машина была связана с колесными парами локомотива при помощи карданов и осевых редукторов. Экипажная часть была использована от мотовоза серии МУЗ4, однако с измененной конструкцией рессорного подвешивания (введены балансиры). Паровая машина работала по замкнутому циклу с конденсацией пара. От коленчатого вала паровой машины приводились во вращение два питательных насоса и компрессор воздушной системы. Для привода вентилятора конденсатора и воздуходувки применялась паровая турбина, работавшая на паре, отработавшем в паровой машине. Тормоза паровоза пневматические с одностороннем нажатием на каждую ось. Один паровоз поступил на территорию ЦНИИМЭ для показа специалистам, второй проходил испытания на Балакиревской УЖД.

Схема работы паровоза ВЛП-МЛТИ.

Не смотря на применение многочисленных передовых идей, конструкция паровоза доведена не была. Котел не всегда обеспечивал потребность пара по машине, при интенсивной нагрузке пар не успевал конденсироваться и уходил в атмосферу. Весьма часты были отказы в трансмиссии паровоза. Паровоз некоторое время продолжали эксплуатировать , но потом из-за частых отказов поставили «под забор».

 

 

Назад к разделу "Паровозы"