Узкоколейные паровозы Гр и ОП2 постройки заводов ГДР.

В первые послевоенные годы для пополнения узкоколейным подвижным составом восстановленных и удлиненных железных дорог колеи 750 мм Советское правительство приняло меры по проектированию и постройке паровозов на зарубежных заводах. В частности заказ на постройку магистральных паровозов узкой колеи был размещен на бывшем заводе «Оренштейн и Коппель» в городе Бабельсберг восточной Германии. Эти паровозы изготавливались в счет репараций Германии СССР и получили обозначение Гр (Германский Репарационный). С 1949 года завод стал носить имя «Карл Маркс». Котлы для паровозов изготавливал завод «Юбигау».

 

Эскиз паровоза Гр.

Паровозы Гр имели осевую формулу 0-4-0, с нагрузкой на ось 6,4 тонны (иногда паровозы обозначали Гр6). Паровозы в первую очередь предназначались для узкоколейных железных дорог с интенсивным грузопотоком и «тяжелыми» путями. Локомотив мог проходить кривые радиусом до 40 м. Развитая топка котла с колосниковыми решетками была приспособлена для отопления дровами. Паровоз оборудовался паровым, а тендер ручным винтовым тормозом, затем стали устанавливать паровоздушные насосы и автотормоза. Недостатком паровоза являлся высокий центр тяжести локомотива и «болтанка» при езде, вызванная тем, что ведущей являлась 4-я ось локомотива. Изначально паровозы Гр предназначались для железных дорог лесной промышленности, но многие паровозы этого типа попали на железные дороги МПС. Всего за период 1947-1951 годов завод «Карл-Маркс» изготовил и поставил в СССР 349 паровозов Гр (Гр-001…Гр349), кроме того в 1949 году 4 паровоза были изготовлены для узкоколеек ГДР.

Тяговая характеристика паровоза Гр.

В связи заинтересованностью в паровозах данного типа МПС и Министерства черной металлургии выпуск паровозов был продолжен в 1953-1956 годах на заводе «Лова». Всего этот завод построил 43 паровоза Гр для СССР из них 6 паровозов было изготовлено на колею 914 мм для Кыштым-Карабашской УЖД, еще 2 паровоза завод изготовил для ГДР.

В настоящее время целый ряд паровозов серии Гр сохраняется в виде паровозов-памятников и в действующем состоянии.

В 1947 году Министерство лесной промышленности испытывало потребность в легких паровозах с нагрузкой на ось 2,5 т. Заказ на проектирование и изготовление этих локомотивов разместили на, выпускавшим в то время паровозы Гр, заводе «Карл Маркс» в г. Бабельсберге. По требованию заказчика паровоз должен был быть простым и удобным в эксплуатации, вписываться в кривые радиусом до 50 метров, приспособлен для отопления дровами. В результате двухлетней работы по проектированию в ГДР подготовили два проекта, получивших обозначения ОП1 и ОП2 (Облегченный Паровоз 1-й и 2-й тип). ОП1 с паровой машиной насыщенного пара, ОП2 работал на перегретом паре и оснащался пароперегревателем. В конце 1948 года по обоим проектам построили опытные паровозы. По результатам испытаний к дальнейшему выпуску приняли серию ОП2. Партия этих паровозов в количестве 297 штук была изготовлена заводом в 1949 году.

 

Эскиз паровоза ОП2.

Паровозы ОП2 имели двухцилиндровую паровую машину мощностью 50 л.с., простого действия, с диаметром цилиндров 200 мм и ходом поршня 300 мм. Паровоз данной серии подвергся стендовым испытаниям в Архангельском Лесотехническом институте. Испытания показали недопустимо большие теплопотери паровоза в результате высокой температуры газов, выходящих из дымогарных труб из-за слишком укороченной цилиндрической части котла.

Тяговая характеристика паровоза ОП2

Расстояние между решетками котла у паровозов ОП2 составляло всего 1700 мм. В эксплуатации паровозы ОП2 оказались весьма неустойчивыми из-за высокого расположения центра тяжести. Практически все локомотивы облегченного типа ОП2 попали для работы на лесовозные узкоколейные железные дороги.

ОП2, иллюстрация из книги

 

Назад к разделу "Паровозы"