|
А. Корсаков «Разорванное кольцо» Экспедиция, как всегда созрела спонтанно, на очередных посиделках питерского клуба. В качестве объекта исследования была выбрана некогда крупная сеть УЖД Тесовского транспортного управления, от которой в настоящее время осталось лишь кольцо (весьма условное, см. далее) вокруг озера Тигода. Подготовка к экспедиции началась еще в пятницу, когда наше «железоколесное» средство передвижения было погружено к Антону в машину. Очередное июльское воскресенье отнюдь не радовало хорошей погодой, дождь лил как из ведра. Намеченная экспедиция, старт которой был намечен на 8 утра, находилась под угрозой срыва. Все участники (Я - Александр Корсаков, Василий Турченко, Антон Максимов и Алексей Шишин), как и договорились, подготовились к выезду в намеченное время, но из-за непогоды за окном ни кто не принимал решения на выезд и ждал звонка другого. В итоге молчание нарушил Антон Максимов, находящийся в этот момент в Трубниково, сообщив о том, что в том районе дождь уже закончился. Однако в Питере в это верилось с трудом… Под проливным дождем мы начали двигаться в сторону Новгородской области, но за Тосно дождь стал становиться все реже и реже, а к Любани вообще практически закончился. Доехав до дачи Антона, и пересев к нему в машину, мы двинулись в сторону поселка Тесовский. Попутно, имея при себе современные средства навигации, обследовали остатки уже давно разобранных линий УЖД Финевского лесопункта. Собственно от них остались лишь еле читаемые заросшие насыпи в лесу, которые без навигатора и не обнаружить. Поселк Тесовский – место, в котором ни чего не меняется (на первый взгляд) уже наверно с 2005 года – разброссаные по территории куски кабин, вагонов и других частей подвижного состава, грязь, слякоть и непременно наполненные водой смотровые канавы депо (хотя их периодически откачивают, чему мы были несколько раз свидетелями). Одинаковые улицы, среди которых постоянно пытаемся найти улицу, ведущую к депо, однако каждый раз подъезжаем туда по новому маршруту. Не смотря на обилие влаги и хмурые тучи, пролетавшие над головой, довольно тепло, что хоть немного добавляет комфорта в этот пейзаж. Представившись и выяснив у сторожа о планах движения на остаток дня, начали разгрузку. По причине выходного дня движения практически никакого не было – с утра ходил тепловоз на поля менять сторожей, а сейчас на полях дрезина с пожарным. Подготовив дрезину к отправлению, и бросив машину около депо, отправляемся в путь… Снова треск мотоциклетного мотора и перестук колес. Мимо проплывают составы вагонов ТСВ, в кузовах некоторых уже вырос целый лес из кустов, развалины 1-го поста станции Тесово-1, переезд… Потихоньку прибавляем скорость, через несколько сотен метров площадка бывшего поста №6, где примыкала линия от сортировочного парка, основная линия (пути №1 и №4) шла прямо на Пятилипы и от нее ответвлялся путь №31 на участки добычи в район озер Тигода и Липово. Сейчас осталось только ответвление, прямо по насыпи, где некогда был двухпутный перегон, проложена автомобильная дорога. Пройдя правую кривую, и убедившись в свободности перегона, увеличиваем скорость до 30 км/ч. Надо отметить, что пути находятся в неплохом состоянии, в этом помогают капитально возведенные насыпи, выполненные с полной выторфовкой и дерн, которым порос путь. Видны следы недавнего ремонта по замене шпал… Однако сходы тут не редкость, то и дело мимо проплывают завалившиеся вагоны ТСВ, которые не торопятся поднимать. В кривой после разъезда у нашей дрезины появились нездоровые вибрации, принимаем решение сделать остановку для осмотра. Пройдя кривую, осаживаем дрезину по стрелке в тупик бывшего внутримассивного пути и проводим осмотр. Выявлено ослабление гаек крепления колеса к ступице, и люфт ступицы на оси. Памятуя о случае, произошедшим в Тешемле с дрезиной Сергея Костыгова, производим ремонт на месте, в это время навстречу нам проследуют три дрезины, как выяснилось позже с рабочими с полевой базы и пожарным. Начинает моросить мелкий дождь, а мы продолжаем движение. Через несколько сотен метров начинают ответвляться разобранные и действующие времянки, подъезжаем к полевой базе №7. Полевая база действующая, на ней стоит различная торфодобывающая техника. В качестве гаража используется кабинка от самоходной электростанции ЭСУ2а. Недалеко брошен неиспользуемый путеукладчик, а чуть дальше на времянке ещё один укороченный состав путеукладчика, состоящий из головного крана и концевой платформы, он ещё рабочий. Дальнейший путь перекрывает путейская платформа, оставленная на магистральном пути, и пара давно забытых ТСВ. Решено разъехаться с платформой на стрелке времянки. Это операция не заняла много времени, несколько нехитрых перестановок и мы уже за платформой. С ТСВ дела обстоят сложнее – вагоны стоят на заросшем пути и обносить их крайне неудобно. Решили снять дрезину с путей, а вагоны прокатить вручную мимо нее. Отработанным движением снимаем дрезину и выталкиваем ее за габарит. Теперь вагоны… На счет три все дружно начинаем толкать, сначала туго, потом, по мере поступления смазки в пятно контакта в буксовых узлах с подшипниками скольжения, все веселее и веселее вагон начинает катиться мимо дрезины. После небольшой передышки второй вагон проходит мимо и открывает нам путь дальше. Дальше пути находятся в относительно неплохом состоянии, но очень сильно поросли травой, еле-еле с жутким боксованием пробираемся сквозь заросли, под колесами чвакает различная растительность, на колодках огромное количество «салата» из свежей осоки и хвоща. Скорость не превышает 6-7 км/ч. Через несколько километров въезжаем в лес, тут травы становится гораздо меньше, но возникает другая проблема в виде поваленных недавним ураганом деревьев, и кустов, задевая за которые проливаешь на себя всю воду с листьев. Некоторые на ходу откидываем в сторону, под некоторыми проезжаем пригнувшись. Перед кривой 12 км поперек пути лежит довольно большое в диаметре дерево, через которое дрезину пришлось перетаскивать. Пока перетаскивали слетел замок цепи, и после старта, проехав метров десять мы останавливаемся… Поиски замка продолжатся минут 10, не легко найти мелкую деталь в лесной траве… Начинается дождь, теперь воды становиться еще больше. Пружинный замок найти так и не удалось, решили расклепать звено молотком, тем более на цепи у нас есть еще один замок. Через некоторое время дрезина готова продолжить свой путь… После кривой параллельно узкоколейке идет грунтовка из Отлизно, по которой местные рыбаки и охотники ездят на озера. В некоторых местах колея дороги идет прямо по шпалам узкоколейки, из-за чего левый рельс практически ни на чем не держится и под дрезиной он уходит в сторону, вызывая сход по уширению. Правый рельс еще остаётся на своем месте благодаря дерну. Через пару километров, где-то в районе бывшей полевой базы, дорога переходит на правую сторону узкоколейки, теперь правый рельс периодически предательски отходит, вызывая сходы. Дальше - еще хуже, одна из колей автодороги идет прямо в колее узкоколейки, теперь уже оба рельса то и дело норовят выскочить из под колес. С особой осторожностью и несколькими сходами удалось доехать до треугольника на поселок Отлизно. Тут нас ждал сюрприз… Прошли стрелку угольника, путь на Отлизно уже давно разобран, дальше автодорога ответвляется от УЖД и благодаря не потревоженному дерну колея УЖД сохраняется в заданных пределах, но … Не доезжая метров 10 до второй стрелки рельсы заканчиваются… Опытным взглядом сразу определили – разбирали наспех, есть подъезд на автотранспорте – значит воровали, много унести не смогли… Действительно пройдя несколько десятков метров пути снова лежат. Перетаскиваем дрезину, причем чтобы особо не напрягаться, заводим мотор и включаем первую передачу. Решение довольно удачное, дрезина отлично «гребет» по насыпе без рельс, подпрыгивая на шпалах, а два человека вполне справляются с направлением ей необходимого курса, и помогая выбираться из глубоких шпальных ящиков. Наконец разрыв преодолен, дрезина снова на рельсах – отправляемся дальше. Пока ехали, кто-то вспомнил, что в Интернете промелькивала информация о хищении рельсов у торфопредприятия Тесово-1. С мыслями о том что украденный участок мы преодолели, не успев затормозить опять слетаем с рельс … Опять та же картина на спех порезанные рельсы, и автоподъезд, но впереди опять виднеются рельсы. Снова первая передача и дрезина, подпрыгивая на шпальных ящиках, устремляется вперед. Быстро водружаем средство передвижения на рельсы, поднимаем глаза и видим что они кончаются сразу за переездом… Алексей и Василий отправляются на разведку, пройдя метров сто они возвращаются без радостных вестей – рельсов нет, насыпь довольно сильно заросла и толкать дрезину по ней весьма проблематично. Антон настойчиво рвется вперед, причем любой ценой, он решил идти дальше пешком. Пытаемся определить свое местоположение: – мы находимся в 5 км от поселка Тесово, т.е. нам чуть не хватает для завершения кольца. Предлагаются следующие варианты продолжения экспедиции – кому-то отправиться пешком в Рогавку, а остальным ждать возвращения «гонцов» на машине за дрезиной. Второй вариант – Антон идет пешком, а мы возвращаемся обратно на дрезине и встречаемся у депо. По нашим подсчетам то и то должно занять примерно одинаково времени. Первый вариант отсеяли по причине незнания качества автодороги и её направления, остается вариант номер два. Антон отправляется вперед пешком по насыпи, а мы начинаем разворачивать дрезину, и толкать в обратную сторону. Водрузив дрезину на участок пути, начинаем потихоньку катиться назад… тут у Василия раздается телефонный звонок – звонит Антон (о великое средство связи GSM). Антон прошел метров 300-400 и рельсы опять начинаются, потом снова разрыв метров 50 и снова пути лежат. Ну что-же, опять разворачиваем дрезину, и опять езда по земле. Все осложняется поваленной осиной, которую пришлось объезжать практически по канаве. Не смотря на отсутствие рельсов дрезина бодро продвигается вперед приминая траву и даже довольно толстые кусты. 300-400 метров кажутся нескончаемыми, и Алексей отправляется вперед, посмотреть где начинаются пути… Я с Василием продолжаю придавать дрезине нужное направления, а она «гребя» своими колесами двигается вперед на первой передаче. Наконец мы видим Алексея показывающего, что рельсы начинаются… Помня о том, что нас ждет очередной «разрыв» садимся на дрезину и двигаемся дальше. Через несколько десятков метров рельсы опять заканчиваются… Этот разрыв не такой большой, преодолеваем его очень быстро… Больше Антон не звонил – значит впереди рельсы лежат. Садимся на дрезину и начинаем движение… В кривой 9 км нас ждёт Антон, прямо перед ним с грохотом проваливаемся а колею. После кривой 7 км к УЖД опять примыкает автодорога, которая идет прямо по шпалам узкоколейки, опять постоянные уширения и сходы с рельс. Ситуация осложняется тем, что рельсы, вероятно, подготовили для кражи, и путь расшит практически на всем своем протяжении. В паре мест пришлось отправить дрезину самоходом, а самим идти рядом. В общей сложности на участке до кривой 3 км мы около 20 раз сходим с рельс. На этом участке узкоколейка идет по узкому перешейку между бывшими торфяными карьерами, и выглядит довольно живописно. Однако постоянные сходы не дают полноценно насладиться этой красотой. Пройдя кривую 3 км с особой осторожностью останавливаемся перед очередным «безрельсовым» участком. Тут уже перед самым поселком просто в наглую унесли два звена… Два звена это не 300 метров, очередное перетаскивание и мы снова на рельсах… В опускающемся тумане показались вышки сотовой связи и труба котельной, значит почти приехали… Стрелка 4 поста (от которой ответвляется путь на поселковые котельные), и мы выезжаем на нормальный эксплуатируемый путь. Тут, по просьбе Василия, я уступаю ему место машиниста. Перестук колес оглашает вечерний поселок, мы приближаемся к начальной точке нашей экспедиции. Перед переездом на насыпе стоит молодой человек и подает сигнал остановки. Им оказался Алексей Помигуев, который, будучи «детским железнодорожником» довольно часто проводил время на этой узкоколейке, а теперь устроился сюда путейцем. Расспросили его на предмет нынешнего состояния дел на УЖД и рассказали о том, что твориться на путях вокруг озера. Надо отметить, что Алексей находится в курсе всех дел, творящихся на дороге и в торфопредприятии, и в отличие от большинства других воспитанников МОЖД, довольно трезво и по взрослому оценивает ситуацию и не строит ни каких иллюзорных планов. Алексея заинтересовала конструкция нашей дрезины, мы в свою очередь, его как «местного», расспросили о кабинках, которые можно найти на местных огородах – он согласился показать нам, то что знает. Кроме того, Алексей презентовал нам фирменные календари Тесовского торфопредприятия. Уже впятером мы отправились на дрезине в сторону машины, быстро погрузили её в машину и с включенными на полную мощность печками (дабы хоть чуть подсушиться) отправляемся по поселку. Большинство кабин оказалось ранее виденными, но поменяли свое местоположение. Нашлось несколько новых кабинок – в частности от СЭП2, СЭП2М и половина кузова от АМ-1. Подбросив Алексея до дома, отправляемся в обратный путь…
|