А. Корсаков

 

 Кировская 2012

 

Часть четвертая: Вятские болота

Следующей точкой нашей экспедиции был выбран поселок Комсомольский (станция Иготино), где расположен Гороховский участок ОАО «Вятка Торф». Его посещение было заранее согласовано с руководством холдинга. Для того, чтобы появиться в Комсомольском в начале рабочего дня, решили переночевать поблизости. В качестве места ночевки была выбрана плотина на одной из речушек, питающих болота торфоразработок. Плотина была разрушена, но это не отразилась на комфортности места ночевки. К 8-00 мы появились в конторе торфоучастка, подождав, когда окончится планерка, переговорили с руководством на предмет истории торфопредприятия и разрешения проехать по дороге на дрезине. После этого осмотрели железнодорожное хозяйство и посетили депо. На станции производили маневры с порожняком ТУ4-1323 и ТУ4-2594, еще два ТУ4 стояли на ремонте в депо. Перегруз не работал из-за отсутствия «широкого» порожняка. Путейцы на станции вели замену стрелочного перевода, смазчики осматривали составы на станции. Все работники, работающие на путях, были одеты в желтые жилеты, все передвижения локомотивов по станции согласовывались с диспетчером. Перевод стрелок в обеих горловинах осуществляется двумя дежурными стрелочных постов. Пока осматривали станцию и депо, на поля с 30 вагонами порожняка отправился ТУ4-2594. ТУ4-1323 выцепил из состава несколько «больных» вагонов и подал их в депо для ремонта, а сам встал под снабжение. Побеседовали с диспетчером на предмет движенческих тонкостей нашей поездки, посмотрели частоту радиосвязи. Все абоненты торфопредприятия «сидят» на одной частоте и имеют свои позывные - диспетчер на Перегрузочной «Булава-1», диспетчер на участке Порозизха «Булава-6», тепловозы и ЭСУ – «Булава» и порядковые номера  (не связанные с реальным номером локомотива), в этой же линейке несколько тракторов на участке, УАЗ и автобус-вахтовка. 

Мы решили,дабы ни кому не мешать, разгрузить дрезины на пути, ведущем на поселковую станцию. Этот путь используется для отстоя невостребованного подвижного состава и для разгрузки торфяных машин с вагонов-транспортеров. Вещей с собой брать не стали, поскольку вернуться собирались до окончания светового дня. Пока разгружались, 1323 ушел на станцию за вторым составом порожняка, по решению диспетчера за ним по удалению мы и должны были отправиться на Порозиху. Выкатились с поселкового на Перегрузочную, ребята пошли делать стрелки для выезда на боковой путь Перегрузочной и сразу «получили по шапке» от дежурной по стрелочному посту – во первых без разрешения диспетчера, а во вторых, что наше дело управлять дрезиной, а стрелки - это ее вотчина. Запросили диспетчера на выезд с Поселковой  на Перегрузочную – получили отказ, 1323 уже отправился с парка перегружателя с порожняком, Перегрузочную пройдет «ходом».  В 12-30 ТУ4 с составом порожняка прошел Перегрузочную, мы получили от диспетчера разрешение на выезд с Поселковой на станцию и отправление на Порозиху по удалению.

Скорость порожняка довольно приличная, поэтому первыми за порожняком поехали мы, а за нами Сергей. За кривой после станции показался неохраняемый переезд с включенной переездной сигнализацией. У нас сразу возник вопрос – может ли дрезина зашунтировать рельсовые цепи, чтобы проехать переезд с работающей световой и звуковой сигнализацией. Но ответ оказался намного проще – как только последний вагон порожняка покинул переезд, машинист с 1323 доложил об этом диспетчеру по радиосвязи. Однако, помня о том, что по удалению следуем мы, диспетчер не отключила переезд, и мы проехали его с работающими звонком и сигналами. Как только Сергей на дрезине освободил переезд, я сообщил об этом по рации диспетчеру, и она отключила сигнализацию. До разобранного разъезда №8 (6-й км.) мы держали порожняк в поле зрения. Сергей не мог за нами угнаться, поэтому было решено пропустить его вперед на стрелке №6, ведущей на Южный торфомассив и дать ему небольшую фору, пока мы осматриваем остатки пути на Южный. Догнать Сергея нам удалось уже за переездом через автодорогу Котельнич – Ежиха в районе Ивохинской стрелки, которая раньше вела на Ивохинский торфомассив. По рации услышали как 2594 (ушедший с первым порожняком) запрашивается обратно с Порозихи на Перегрузочную. Диспетчер с Порозихи, выяснив местоположение 1323 (он к тому времени уже дошел до разъезда 10 километра), дает добро 2594 следовать только до Нового – там скрещение с 1323 и с нами. На подъезде к 10 километру из переговоров стало ясно, что 1323 прошел Новый, а 2594 опять запрашивается на Перегрузочную, однако диспетчер приказала ему ждать дрезины на Новом. Дабы не держать 2594 попытались докричаться до диспетчера и предложить разъехаться на 10 километре, однако мы находились в яме, и ни один из диспетчеров нас не услышал. Наконец мы выбрались на бугор, где удалось связаться с диспетчером на Порозихе. Мы предложили отправить 2594 нам навстречу с особой осторожностью и разъехаться с ним на перегоне, сняв дрезины, однако теперь до 2594 было не «докричаться». С особой осторожностью мы отправились в сторону Нового, поскольку было неясно, принял ли наше предложение о разъезде наперегоне машинист 2594.

В районе 14-40 мы прибыли на Новый, на боковом пути стоял 2594, машиниста в кабине не было и тщетно надрывалась рация, пытаясь его вызвать. Мы доложились диспетчеру и получили добро на движение до участка, Через несколько минут появился машинист с мешком грибов – мол ему сказали ждать дрезины на Новом он и ждет. Затем он залез в кабину завел дизель и, получив разрешение на движение до Перегрузочной отправился, мы же отправились на Порозихинский участок. Направо ушли времянки на 12-й и 11-й сектора добычи, по боковому проехали Порозихинский разъезд, главный путь которого занимал порожняк, приведенный ТУ4-1323. Сам тепловоз стоял в тупике полевой базы с классным вагоном и собирался с ним отправиться в 17-00 в сторону Перегрузочной.

Мы подъехали к полевой базе, встретить нас вышел начальник торфоучастка, который рассказал об истории Порозихинского болота и его географических аспектах, продемонстрировал новую торфодобывающую технику. Затем мы проехали по двум времянкам 8-го и 9-го секторов – на 8 секторе работала ЭСУ2а-1013 с путеукладчиком, а на 9 шла погрузка порожняка, приведенного 2594. В качестве маневрового «локомотива» на погрузке выступал старенький ДТ-75 с тросом. После осмотра времянок, запросили диспетчера до Нового – получили «добро». На Новом решили пропустить вперед пассажирский и отправиться за ним по удалению. После прохода пассажирского, доложив диспетчеру, отправились за ним вслед. Скорость пассажирского намного больше порожняка, поэтому попытки его догнать даже не предпринимались. Уже в сумерках подъехали к Комсомольскому, по рации диспетчер давала план работ машинистам на завтра. При подъезде к переезду я доложил о нашем приближении – сразу была включена переездная сигнализация. После проезда, дав Сергею снять на видео дрезину на «моргающем» переезде, доложил о его проходе и запросился на Поселковую по треугольнику, без заезда на Перегрузочную. Прибыв на поселковый путь к месту выгрузки, поблагодарили диспетчера и начали увязывать дрезины для долгой обратной дороги.

Схема УЖД Гороховского ТПР

По пути ктрассе «Москва – Киров» переночевали на берегу реки Юмы и наутро отправились в обратный путь. Пока Сергей завозил Олега в Шарью (откуда он на поезде поехал в Питер) мы заехали на разобранную УЖД в Зебляках. Все пути разобраны, вагонное депо открыто всем ветрам, а в локомотивном уже устроены РММ. На площадке бывшей станции стоят три недорезанных тепловоза, два укладочных крана и манипулятор ДМ20.  Еще два тепловоза валяются на огороженной территории РММ.

 

 

 

Назад к оглавлению