А.Корсаков

Экспедиции по Савеловскому ходу

Часть 1. Медведок – Водогон – Хотцы – Зеленец

Савеловский ход – забытое прогрессом место, царство «Машек», никаких электровозов и электропоездов – красота. Участок Будогощь – Хвойная – не испоганенный электрификацией, проходящий по густым лесам и болотам Новгородчины. Практически на каждой станции на этом участке велись лесозаготовки, на большинстве из которых применялись узкоколейные железные дороги. В мае-июне 2000 года был совершен ряд экспедиций по этому и прилегающим участкам Октябрьской ж.д. Пользуясь наличием пустующей квартиры у одного из нас в Будогощи и используя ее как «аэродром подскока» мы без потери лишнего времени и средств за несколько дней посетили все узкоколейные дороги в окрестностях Будогощи.

Первой нашей целью стал Клинецкий лесопункт Тихвинского ЛПХ (ранее Киришского ЛПХ), его УЖД расположена на линии Будогощь-Тихвин между раз.№3 и раз.№4. 28 апреля 2000 года сев на последний трамвай (авт. - электропоезд)в сторону Будогощи мы отправились в царство «деревянного» хода. Три часа езды на фанерных жердочках электропоезда и мы в Будогоще. Двери электропоезда открываются, и мы из суеты города попадаем в иной мир – трудяга ТЭМ2УМ заталкивает единственный пассажирский вагон поезда Тихвин-Будогощь (на котором нам предстоит продолжить свое движение через каких-то 4 часа) в отстой, на ПТО мерно бухтит «Машка» готовясь под «веселый поезд» (авт. - пассажирский С-петербург – Москва-Савеловская). Электропоезд уходит на ночевку и станция мгновенно пустеет, лишь бурчание «Машки» напоминает о том, что жизнь не остановилась. Дабы уточнить расписание отправляемся на вокзал, здание вокзала типичное для этой линии – в одном его крыле находиться касса с залом ожидания, в другом – товарная контора. Пробравшись через толпу дачников, которые ночуют на вокзале в ожидании поезда Будогощь-Пестово, к расписанию, видим что оно не особо и изменилось. Поезд Будогощь-Тихвин, как и ранее, курсирует два раза в сутки, отправлением из Будогощи в 4.30 и в 15.00, и отправлением обратно из Тихвина по прибытию. В отличие от дачников нам повезло больше – мы ночуем в нормальных человеческих условиях. К половине пятого подошли на станцию, около низкой платформы стоят два поезда Будогощь-Пестово и Будогощи-Тихвин, причем первый пользуется значительно большей популярностью нежели наш. Кроме нас в единственном вагоне едет еще человека три. К вагону прицепляется «Машка», проба тормозов и поезд, наконец, отправляется с опозданием почти на пол часа (это нормальное состояние для этого хода). Пройдя по станции, поезд отклоняется влево от главного хода на Хвойную, перед мостом через Пчевжу к линии подходит соединительная ветка от основного хода, уже изрядно заросшая кустами. Слева по ходу валяются остатки двукрылого семафора и предупредительного диска. Поезд переезжает по высокому металлическому мосту через Пчевжу, слева видны руины малой ГЭС смытой одной из весенних паводков, на переезде через шоссе первая остановка – Малая Будогощь, здесь садиться еще пара человек. Нарастающее бурчание дизеля, сизый дым от горящего масла за окном, и поезд уходит в леса. Старый калининский плацкартный вагон поскрипывая качается на неровностях пути. Вагон настолько древний, что у него еще металлическое переходное суфле (а не с резиновыми баллонами как у современных) и окно в котельном отделении. Сидения просижены до такой степени, что если попадаешь посадочным местом в промежуток между перекладинами конструкции полки, то проваливаешься до самого пола, натягивая дерматин на соседних местах. Поэтому сидеть можно только втроем на одной полке, равномерно распределяя веса. Лежать можно – но ощущение, что ты просто лежишь на трех перекладинах. В промежутках между стеклами в окнах заросли из мха, который, пригревшись на весеннем солнце, даже пытается цвести. Под мерный стук колес и скрип полок погружаемся в дремоту.

О линии Будогощь-Тихвин хочется рассказать особо. После освобождения Тихвина от фашистских войск в декабре 1942 года началось восстановление линии Кириши-Будогощь-Тальцы, а вскоре строительство соединительной ветки Кабожа-Подборовье, для соединения Хвойнинского отделения Окт. ж.д. с Северной ж.д. Одновременно со строительством этой ветки стали строить линию Любытино-Неболчи, а чуть позже Будогощь-Тихвин для соединения Московского хода с Бабаевским. Эти две ветки (Будогощь-Тихвин и Любытино-Неболчи) построены по нормам временного строительства, из капитальных мостов на линии Будогощь-Тихвин только два – через Пчевжу у Будогощи и через Сясь под Тихвином. Через остальные речки и ручьи построены временные деревянные мосты и трубы сбоку от трассы (линия отклоняется вбок на несколько метров, потом возвращается на прежнюю трассу), на трассе оставлено место для сооружения постоянных водопропускных сооружений. В связи с частыми налетами на станцию Будогощь в 1943 году была построена обходная ветка с Хвойнинского хода на линию Будогощь-Тихвин, для этого в 2 км от Будогощи был организован пост ответвления (раз №1), поэтому, собственно говоря, такая странная нумерация километров на этой ветке (у моста через Пчевжу стоит знак 21/22 км от бывш. Раз. Горятино линии Будогощь-Хвойная). Кроме раз.№1 на линии построили еще три разъезда №2-№4. Летом 1943 года проливные дожди повредили 11 километров земполотна линии Будогощь-Тихвин, земполотно было восстановлено в августе-сентябре того же года силами 40-го отдельного железнодорожного батальона, попутно было сооружено более сотни водопропускных лотков для предотвращения размывов в дальнейшем. По март 1944 года, до полного восстановления хода Ленинград-Москва по этой линии ходили скорые и грузовые поезда из Ленинграда в Москву (по маршруту Ленинград-Шлиссельбург (временный мост через Неву)-Поляны-Волховстрой-Тихвин-Будогощь-Неболчи-Окуловка-Бологое. Все разъезды на линии действовали и были двухпутными, в качестве средств централизации применялась жезловка и телефонная связь. К 1960 году поездопоток по этой ветке значительно упал, остались только местные пассажирские перевозки и перевозки хозяйственных грузов. Разъезды закрыли, а вскоре и разобрали, разобрали станции Горятино и посты ответвления на линию в обход Будогощи. Лишь на раз.№4 остался боковой путь, на котором мостоотряд складирует свои металлоконструкции. В 2000 году участок Будогощь-Тихвин представлял собой один единственный перегон протяженностью около 60 км, причем по причине того, что свистнули волновод, радиосвязи с локомотивом на этом участке никакой нет, движение осуществляется методом одного локомотива, в Будогощи и в Тихвине в помещениях дежурных по станции установлены жезловые аппараты для этого участка. Скорость не превышает 40 км/ч, остановки на разъездах, на переездах, и по требованию – либо по предупреждению, либо у кустов с привязанными красными тряпочками. Из с раз. №2, №3 народ ездит в Будогощь в магазины, с раз. №4 (из поселка Остров) – в Тихвин на работу, в деревнях Клинец и Шибенец дачи тихвинских жителей, поэтому в субботу воскресенье от Тихвина до раз.№4 вагон идет почти полный. Из Будогощи иногда ездят работники обслуживающие электрические сети и нефтепровод (в основном по предупреждениям до Ур. Варнач). Поезд обычно состоит из одного плацкартного вагона, однако в последнее время (2003-2004 г.г.) можно встретить два сидячих геморройника Гомельского ВРЗ.

Тем временем поезд проследовал разъезд №3, все прильнули к окну. За окном мелькали кусты изредка сменяемые заболоченными участками. Наконец монотонная стена кустов закончилась и появилось пустое место, заваленное деревьями, которые повалило ураганом прошлого года. Это мало напоминало место, где должна была быть узкоколейка, но больше ничего похожего на УЖД мы не увидели, и как оказалось позже это действительно был объект «Х». Сойдя с поезда на раз.№4, отправляемся в обратную сторону к заветной цели. Проходим закрещенный входной семафор разъезда, еще около часа ходьбы и мы на месте. Поляна, где был нижний склад, представляет собой ковер из поваленных кустов и деревьев, которые повалило ураганом. Ситуация усугублялась еще прошедшим лесным пожаром, в результате чего выгорел весь верхний слой почвы и земля представляла из себя чачу их жидкого песка. При неосторожном движении можно соскользнуть с мокрого ствола и провалиться в жижу по колено. Рядом с путями широкой колеи валяются несколько газовых баллонов – значит металлоломщики добрались и до сюда. Отправляемся по бурелому в сторону Медведка, зона пожара закончилась и начинают попадаться фундаменты и остатки деревянных построек на перегрузе, все пути разобраны и вывезены. Погрузка леса в вагоны широкой колеи осуществлялась прямо на перегоне, и никаких ответвлений не было, благо интенсивность движения это позволяла. Дошли до Медведка: одинокие опоры ЛЭП без проводов, развалины построек и остатки фундаментов. В кустах валяются остатки подвижного состава – три кабинки от МД54-4 и остатки снегоочистителя ПС-1. Кроме того известно, что один паровоз на эту дорогу был отправлен в середине 60-х годов с УЖД в Красаве, но даже намеков на его остатки нам обнаружить не удалось. Пока ковыряли кабинки в поисках номеров, за лесом простучал колесами поезд, возвращающийся из Тихвина. Теперь до следующего поезда оставалось более 8-ми часов, а делать тут уже было не чего. Отправляемся в обратный путь, перебравшись через бурелом выходим на линию ШК. Времени выше крыши, поэтому чтобы его убить отправляемся пешком в сторону раз.№3.

Линия ШК здесь под стать узкоколейке – гнилые шпалы, уровень окружающих болот вровень с насыпью, деревянные водопропускные лотки. Дошли до раз.№3 – два жилых дома, народу ни кого нет. Времени до поезда оставался вагон и еще маленькая тележка – поэтому решили пойти дальше на раз. №2. Еще 13 километров ходьбы и мы на втором разъезде, идти дальше нет никакого настроения, поэтому решено остаться здесь до прибытия поезда. На разъезде несколько жилых домов во дворе одного из них происходит какое-то копошение. Для отдыха разложились на травке рядом с путями. Не прошло 15 минут мимо прошли два «слегка» нетрезвых мужика, наше появление в их глуши явно их удивило. Собравшись мыслями один спросил – «А что вы здесь делаете?», на глупый вопрос – глупый ответ – «Поезда ждем». Это вполне их устроило и мужики удалились. Через пятнадцать минут мужики идут в обратную сторону, увидав нас они опять сильно удивились и задали сокровенный вопрос – «А что вы здесь делаете?», попытки объяснить то, что мы тут ищем узкоколейку ни к чему не привели, мужики приняли нас за поисковиков стали бубнить – мол, ходят тут всякие находят снаряды, а потом поезда не ходят, линию на разминирование закрывают. Все это сопровождалось междуметьем «Ек-Канарек», в связи с чем один из мужиков сразу получил одноименное прозвище. Пробубнив про «эхо войны», про кучу зверья разорванного на мелкие клочья на минах, еще про всякую ерунду мужики опять удалились. Через 15 минут мужики опять появились и опять «А что вы здесь делаете?» - на этот раз отмазались чем-то вроде того, что мы геологи, на что было сказано, что мы не геологи, а менты, и мужики опять удалились. Аналогичная картина повторялась через 15-20 минут еще раз пять, причем каждый раз наше присутствие вызывало у мужиков неподдельное удивление. Наконец нас это задолбало и на очередной вопрос «А что вы здесь делаете?» было отвечено встречным вопросом «А барсуки у вас тут водятся?». Нам стали перечислять что у них тут водится, при этом товарищи путались в показаниях, что привело их к словесной перепалке между собой. Постепенно от барсуков, медведий и тещи одного из мужиков подошли к вопросу об узкоколейке – оба вспомнили что узкоколейка была и по ней ездили на охоту и с охоты за водкой, более серьезной информации товарищам вспомнить не удалось, причем не удалось вспомнить даже что это была за дорога (либо Клинецкий л.п., либо л.п. Смирник). После этого мужики стали жаловаться на жизнь – мол, на разъезде осталось три семьи, этой весной срезали провода и уже третий месяц все живут без электричества. За продуктами ходят в Будогощь – обычно туда ездят на поезде, назад пешком, для перевозки вещей на разъезде есть собственный модерон (однорельсовая тележка). За разговорами прошел поезд в сторону Тихвина и пришло время ехать ему обратно на разъезд пришел еще один местный с двумя бабками. В отличие от первых двух этот был трезвый, но с одним глазом. Про УЖД он вспомнить тоже ни чего конкретного не смог. Наконец за лесом раздался гудок «Машки» и все уставились в сторону откуда должен был появиться поезд. Первым его заметил одноглазый и притащил из сарая специальную стремянку – чтобы удобнее в вагон садиться. Поезд остановился, помогли мужикам загрузить в вагон модерон, свистнув и пыхнув синим дымом «Машка» потащила вагон в сторону Будогощи. Забежав в Будогощи в магазин, поужинав, завалились спать.

На следующий день 30 апреля было решено поехать на 11 часовом пригородном Будогощь-Неболчи до Водогона, оттуда пешком пройти до Хотцов и вернуться в Будогощь на вечернем Пестово-Будогощь. Поезд Будогощь-Неболчи в отличие от Тихвинского состоит из трех вагонов, заняв места, ждем отправления, однако отправление задерживается – поезд согласован с электричкой из Питера. По прибытию электропоезда свободных мест в вагонах уже не остается, все занято дачниками, выезжающими на свои «фазенды» на майские праздники. Наконец поезд отправляется, за Будогощью в сторону Горятино следует затяжной спуск, поэтому в Горятино был предусмотрен улавливающий тупик, однако разъезд и тупик уже давно разобраны. В вагоне начинается какой-то пьяный дебош, и группа нетрезвых товарищей направляется в сторону тамбура. В Тальцах поезд принимают на боковой, на главном под скрещение уже стоит встречный пассажирский Москва-Савеловская – С-Петербург. Группа алконавтов покидает вагон, одному из них явно уже «лучше» всех.

Водогон. Сойдя с поезда направляемся в сторону нижнего склада. Станция Водогон представляет собой двухпутный разъезд с примыканием подъездного пути леспромхоза. Некогда параллельно путям ШК колеи проходили пути узкоколейной пассажирской станции от которой остались лишь шпалы, которые потом теряются в горе опилок. На здании дежурного по станции сохранился металлический станционный колокол. УЖД принадлежит Дрегельскому леспромхозу и на то время действовала, лес добывали в раоне пос. Пелюшня. На дороге работало два ТУ6А и один ТУ8. Еще два ТУ6А (один новый, другой старый) валялись на перегрузе на автотранспорт, там же под бревнами валялись остатки ТУ6Д. В кустах стоят остатки самоходной электростанции ЭСУ2а. На неэкспуатируемом и частично разобранном усе стоят полувагоны-дозаторы ПДБ3 кузова которых поставлены на рамы от думпкаров УВС22. На этом же пути несколько пассажирских вагонов и вагонов-столовых. Разъездов на дороге нет, порожняк толкают в лес вагонами вперед, для предотвращения сходов в кривых уложены контррельсы. Деревянное депо на одно стойло расположено близ нижнего склада и уже давно утонуло в болоте и не используется. Тепловозы стоят прямо на улице. Для передвижения жителей по узкоколейке вдоль пути валяется большое количество дрезин с деревянными рамами, на которых ездят, отталкиваясь палками от шпал как веслами. (авт. - К 2002-2003 году вывоз леса по УЖД был свернут и дорогу стали разбирать, в настоящее время она полностью разобрана.)

От Водогона до Хотцов по железке 6 км – час ходьбы. Дорога идет большей частью по насыпи, в одном месте под насыпью валяется торфяной фрезерный барабан – вероятно он упал с поезда и его решили тут похоронить. Хотцы 4-х путная станция, все пути и стрелки разобраны, подъездной пути на лесосклад разобран, на его месте складируется ШК путевая решетка. Здесь размещался Хотецкий механизированный лесопункт Дрегельского ЛПХ, на его дороге испытывались мотовозы системы Ленлес (ИК). От лесосклада остались развалины деревянной пилорамы, остатки крана-перегружателя и деревянные мастерские. В кустах валяются две кабинки от МД54-4, две рамы от ТУ6А и опрокинутый на бок снегоочиститель Камбарского завода. Все УК пути разобраны, трасса упирается в забор частных владений. За забором осталось около 20 метров узкоколейки по которой владельцы участка подвозят дрова от сарая к дому, дальше опять все разобрано. На станции в разрушенной товарной конторе сохранились грузовые документы на отправку грузов. Леспромхоз, в лучшее времена, отправлял по 5-6 вагонов леса в сутки. Кроме того, попались две ведомости на отправку мотовозов МД54-4 в капитальный ремонт на Мурашихинский завод Минлеспрома и акт на возврат из ремонта одного ТУ6А по причине погнутой рамы. Кроме того там же валяется секретный документ – ТРА станции Хотцы. В качестве вокзала на станции установлен четырехосный вагон-ледник со служебным помещением. Со стороны путей вагон закрыт на замок, однако с противоположной все на распашку, но внутри нет ничего интересного. В ожидании поезда располагаемся на откосе насыпи. Мимо проходит пригородный на Пестово из него вываливается и падает навзничь товарищ, которому было «лучше всех» в Тальцах. Вытащив за ноги его на место повыше, дабы он не пугал лягушек, пуская пузыри в болото, и ненароком не захлебнулся продолжаем ждать поезда. Подходит наш поезд, проводница опускает подножку, мы собираемся забираться в вагон. Проводница, посмотрев на пьяное тело спросила будем ли мы забирать своего друга, на что ответили что это не наш друг, но для очистки совести попытались растолкать пьяного товарища, однако тот всем свои видом показал, что никуда он ехать не хочет. Проводница подумав, нужен ли ей в вагоне этот тип, запустила нас в вагон и дала отмашку машинисту продолжать движение. До Будогощи добрались без приключений.

На следующее утро на уже знакомом Тихвинском поезде отправляемся в Тихвин. Около часа ожидания на вокзале и мы пересаживаемся на пассажирский, следующий в сторону Волховстроя. Час езды и мы на северной оконечности болота Зеленецкие Мхи в пос. Зеленец, другой дороги кроме как железной сюда нет. Станция ШК Зеленец уже закрыта, во всю идет демонтаж обгонных путей и процесс электрофикации Бабаевского хода. Прямо на насыпи ШК валяется половинка ТУ6А, чуть поодаль в поле кабинка от ЭСУ1. По левую сторону от насыпи стоит Зеленецкий монастырь, раньше в нем находилось исправительное учреждение ему и принадлежала УЖД. После ликвидации зоны дорога долго стояла без движения, затем ее разобрали. Сейчас монастырь действующий и восстанавливается. (авт. к окончанию восстановления монастыря 2002-2003 г. в Зеленец проложили автодорогу от Шоссе Иссад-Тихвин). Походив по остаткам лесопилки и по трассе узкоколейки, возвращаемся на станцию. Кроме колонки-насоса, приспособленной для работы с локомобилем ничего интересного найти не удалось. В ожидании поезда рассматриваем пролетающие мимо «Боинги» (2ТЭ16) приписки тогда еще депо Волховстрой. Наконец подъезжает пригородный, ведомый заляпанным волховстроевским ТЭП70. Дальше уже «отработанная» дорога до Волховстроя и дальше до Питера, по которой уже ездили и доведется проехать еще не один раз…

Продолжение

Назад к оглавлению