|
А. Шишин Узкоколейка торфопредприятия Тухун Эта узкоколейка под славным городом Боровичи давно привлекала наше к себе внимание, настолько необычна она была расположена - вроде торфопредприятие, но почему-то одна ветка УЖД просто уходила в лес, да и депо по карте непонятно зачем было расположено в стороне от поселка Тухун. Добраться туда из Питера на общественном транспорте было довольно нелегко, автобусы и поезда ходили как-то раком: приезжали вечером, а уезжали оттуда утром. Перспектива ходить по ночным Боровичам или где-то в лесах была довольно неприятной. Долго мы мариновали экспедицию туда - еще оставались узкоколейки, где мы не были и до куда на своих двоих было легче добраться. Но вот дошла очередь и до нее. Прекрасным августовским утром в 4 часа 30 минут мы, засыпая на ходу, доползли до Московского вокзала и ввалились в трамвай до Малой Вишеры. Садясь на этот поезд мы наивно полагали, что, как и в старые добрые времена, он сблокирован с поездом Малая Вишера - Окуловка (идиоты - !), приехав в Малую Вишеру оказалось, что тот подкидыш ушел как раз за час до нашего приезда. Пришлось ехать дальше на электропоезде Питер-Угловка, для этого мы болтались по Малой Вишере 3 часа. Ехать до Угловки не имело смысла, потому что непонятно было как ходил поезд Угловка - Боровичи, и ходил ли он вообще. Поэтому в 13 часов, оторвав свои затекшие задницы от этих прокрустовых лож - которые называются сидениями электропоезда, мы вышли в Окуловке и очень удачно сели в автобус до Боровичей, а через 50 минут мы наконец-то доехали до города и вышли на автовокзале. Надо сказать, в Новгородской области очень развито междугородное автобусное сообщение, ездят миллион автобусов, но несмотря на это Тухуна в расписании не оказалось. Пришлось идти пешком... Дойдя под палящим солнцем до Новоселиц мы вдруг увидели городской автобус (Боровичский), в пункте назначения которого значилось "Тухун". Мало того что там оказывается кто-то живет, так еще туда и автобусы ходят! Но на него мы сесть не успели, и пришлось ехать на следующем через час. Весь этот час мы сидели в обнимку с холодной колонкой, спасаясь от жары. Наконец-то мы залезли в автобус, и поехали вперед, приближаясь с каждой минутой к заветной узкоколейке. Дорога к этому самому Тухуну, надо сказать, просто замечательная - она проходит исключительно по зарослям борщевика метра в 2 высотой а то и больше, кое-где мелькали какие-то полуразрушенные коровники. Но вот вдруг показались заросшие торфяные карьеры и следы от ужд, да, как мы и предполагали, ужд разобрали. Еще из окна автобуса мы засекли валяющуюся на обочине дороги кабинку от ЭСУ2а, и приехав наконец в Тухун, сразу двинули к ней. Половина пятого вечера, мы в дороге 12 часов!.. По оставшимся от УЖД следам было видно, что ее разобрали лет 7 назад, но кое-где остались торчать железобетонные шпалы, там где на карте было обозначено депо - оказался разрушенный торфобрикетный завод. Нам было известно, по публикациям известных товарищей, что будто бы в шести километрах от Малой Вишеры на шоссе Вишера - Спасская Полисть раньше была узкоколейка. Нет мы знали, что была еще одна ужд в этом славном городе, но она когда-то давно приходила в саму Вишеру, а не куда-то за шесть километров. Посмотрев карту, мы заметили, что в этом месте находится нежилой поселок Сплавной, название вроде бы подходящее. Торчать на вокзале становилось все невыносимее, и в полчетвертого ночи мы решили проверить эту версию (чего нас туда понесло?). Светало, мы шли по шоссе одни... На горизонте небо иногда озарялось красными всполохами, мы неумолимо приближались к Сплавному... Но вот в один момент почему-то стало не светать, а наоборот темнеть, небо почернело и облака стали завертываться в спираль, причем прямо над нами. Сначала мы не обратили на эти изменения погоды никакого внимания, но когда в том направлении, куда мы шли, долбанула молния, мы резко развернулись и быстро пошли назад. Все равно гроза быстро нас настигла, видимость вокруг резко упала, облака приобрели ячеистую структуру. И тут такое началось... Молнии долбали вокруг с частотой одна штука в десять секунд, а впереди нас было поле, по которому предстояло идти... Слава Богу, мы его успешно преодолели, дальше шоссе шло по лесу. Как назло до Малой Вишеры не было ни одной автобусной остановки, где можно было-бы спрятаться. Потом пошел дождь... Мои ботинки сквозь штаны наполнились водой за пять минут, остальные чувствовали себя не лучше... Вообщем дождь и молнии не прекращались пока мы шли до самой железнодорожной станции; отжимали одежду и выливали воду из бот уже находясь в электричке. Другие пассажиры смотрели на нас с некоторым недоумением, ведь разгар грозы пришелся на 5-6 часов утра, когда все нормальные люди еще спят, а не шарятся по лесу. Единственным разочарованием этой поездки было то, что мы залили водой себе фотоаппараты и так и не дошли до этого вонючего Сплавного. Правда позже мы все-таки туда съездили, и нашли в кустах несколько кабин мотовозов МД54-4, но это уже другая история.
|