|
А. Шишин Поехав в данную экспедицию, мы задавались целью посетить бывшую ужд лесоучастка Колпино, Смердомского стеклозавода, а также попутно заехать на уже известные нам дороги. В принципе, до Косого Ухаба мы доехали вполне нормально, если не считать вынужденной остановки из-за перегревшегося бензонасоса. Охладив его какой-то мокрой тряпкой, двинули дальше, к нашей первой цели путешествия. Как оказалось, Косой Ухаб оправдывал свое название - дорога по этой деревне и дальше до самого Колпино была довольно косой и ухабистой. Форсировав одну из речек, в изобилии пересекавших эту лесную дорогу, глушитель нашей машины был потревожен каким-то валуном, после чего он провис и в дальнейшем норовил чиркнуть о любое препятствие. Местоположение деревни Колпино (вернее ее остатки) выдавали только обломки железных кроватей, живописно раскиданных по кустам на пустыре в лесу. Где-то здесь должна была быть узкоколейка! Замотавшись в одежду поуши, дабы оградить себя от посягательств полчищ клещей и комаров, мы забурились в кусты и направились к реке Колпь пешком. Там увидели разрушенные каменные(!) устои моста. На противоположный берег перешли вброд, благо позволяла небольшая глубина реки. На том берегу пришлось основательно пошариться по окрестному лесу, прежде чем обнаружить следы от УЖД в виде шпал, куска мотовоза и деревянной смотровой эстакады. Зафиксировав увиденное на фото, вернулись к нашей машине, и поехали к месту, именуемому как Пустая Слобода, заехав при этом в депо Плесо узкоколейки Бабаевского леспромхоза. У ворот депо стояли два ТУ6А и ТУ6Д, в принципе ничего с 2001 года не изменилось, поэтому, долго не задерживаясь, рванули в Пустую Слободу. Мы были приятно удивлены, что дорога до того места от пос.Новая старина была довольно приличной. Правда это означало, что там часто народ бывает, и от ужд скорее всего ничего не осталось. Так и оказалось - от самого поселка осталось только здание кузницы и пустырь в лесу, а от узкоколейки - только вагон Аммендорф в качестве бытовки для сенокосильщиков. Оттуда мы отправились к пункту перевалки леса Бабаевского лпх в пос.Мамоново. При переправке через реку Колпь мы благополучно перепутали мосты и промахнулись мимо нужной дороги где-то на пару километров. Пытаясь выехать по берегу реки, мы угодили в чьи-то огороды,и поездив среди картошки, проехав по каким-то грядкам и разобрав кусок чьего-то забора, мы все-таки выбрались к нужному нам месту. На самой перевалке почему-то никого не оказалось, и говорить было не с кем. Посмотрев одиноко стоящий ТУ6А, мы поехали в Бабаево, планируя доехать оттуда до деревни Паник, что около Чагоды, где была возможность переночевать. Отъехав от Бабаево 20 километров, мы свернули в деревню Внины, где начиналась "грунтовка" до пос.Мегрино. По идее мы должны были срезать где-то около 50 километров. Сюрпризом оказалось то, что почти смыло мост через реку Внина, но благодаря мастерству водителя и еще не совсем раскатившимся бревнам настила моста мы все-таки его преодолели. Дальше пошло сплошное гажево,
бесконечные повороты среди деревьев, куски болот с огромными лужами. Ехали где-то часа три, пока уже в темноте фары нашего агрегата не осветили первые дома Мегрино. А оттуда до Паника - рукой подать. Так закончился первый день. Потом поехали в Чагоду, посмотрели куда там узкоколейка приходила, сделали остановку на купание в реке Песь, после чего через Сазоново попытались выехать в поселок Зыбулино - там проходила ужд Смердомского стеклозавода. Мы даже сами удивились, что дорога от Лешутинской Горы до Зыбулино была проезжей для жигулей, правда в паре мест мы чуть не утонули вместе с машиной в луже. Секрет хорошей дороги оказался прост - в Зыбулино сейчас находится сенокос. Вместо домов - руины; интересно, что все дома были сложены из какого-то местного белого камня. Одно здание находилось на отшибе, около него валялся кусок от крана КПТ, из чего мы сделали вывод, что когда-то это было РММ. Когда ехали обратно, мы заметили бак от тендера ширококолейного паровоза Щ, который валялся в карьере около реки Ратца. Осмотр бака показал, что он был подготовлен к разделке в лом (видимо он туда все-таки отправился - в 2004 году на месте его не оказалось). В Смердомском поехали уже на сам завод, тамошний сторож рассказал, что все жд хозяйство было в Зыбулино, на заводе типа только выгрузка. Значит то РММ и было депом. Все уже основательно устали, поэтому к последнему пункту нашего путешествия - т.н. лесопункт Русское под Бокситогорском приехала машина со спящими людьми. Пришлось сделать над собой небольшое усилие, чтобы вылезти из тачки и убедиться, что та ужд исчезла бесследно- что впрочем и не удивительно, за 50 лет то. Обратно до Питера, мы доползли, слава Богу, без приключений.
|