А. Шишин

 Поехав в данную экспедицию, мы задавались целью посетить бывшую ужд лесоучастка Колпино, Смердомского стеклозавода, а также попутно заехать на уже известные нам дороги.
Рано утром, нет, вернее поздно ночью, 1-го июня 2002 года мы вчетвером отправились в многотрудный путь от моего дома. "Шаха" Сергея была подготовлена им к дальней поездке, путь наш лежал на восток.
Первой на нашем пути оказалась узкоколейка Чудецкого лесопункта, что уходит в леса от ст.Коли. До нее мы добрались без особых приключений. Этот обрубок узкоколейки работал как и в 2000 году, ТУ6-0053 был жив и бодр. Какие-то местные чуваки собирались в лес на пионерке, но им на нас видимо было плевать. Побуксовав немного в деревенской пыли мы направились дальше - в Заборье. То, что мы увидели в Заборье, повергло нас в уныние. Ведь еще вроде не так давно - в 1999 году узкоколейка была жива, ездили за лесом, народ пулял на пионерках на оз.Ойозеро, была на ходу куча тепловозов, действовал огромный лесозавод. Ныне - полная жопа. Живы только два тепловоза - ТУ8 и ТУ6Д - на них разбирают дорогу, остальной подвижной состав покоцан и свален огромной многоярусной горой у развалин бывшего депо. В стенах деповских зданий гуляет ветер, - вообщем привычная картина запустения и разрушения. Посозерцав все это, мы направились по дороге Заборье - Косой Ухаб, планируя выехать к пос.Плесо через бывшую деревню Колпино.

 

В принципе, до Косого Ухаба мы доехали вполне нормально, если не считать вынужденной остановки из-за перегревшегося бензонасоса. Охладив его какой-то мокрой тряпкой, двинули дальше, к нашей первой цели путешествия. Как оказалось, Косой Ухаб оправдывал свое название - дорога по этой деревне и дальше до самого Колпино была довольно косой и ухабистой. Форсировав одну из речек, в изобилии пересекавших эту лесную дорогу, глушитель нашей машины был потревожен каким-то валуном, после чего он провис и в дальнейшем норовил чиркнуть о любое препятствие. Местоположение деревни Колпино (вернее ее остатки) выдавали только обломки железных кроватей, живописно раскиданных по кустам на пустыре в лесу. Где-то здесь должна была быть узкоколейка! Замотавшись в одежду поуши, дабы оградить себя от посягательств полчищ клещей и комаров, мы забурились в кусты и направились к реке Колпь пешком. Там увидели разрушенные каменные(!) устои моста. На противоположный берег перешли вброд, благо позволяла небольшая глубина реки. На том берегу пришлось основательно пошариться по окрестному лесу, прежде чем обнаружить следы от УЖД в виде шпал, куска мотовоза и деревянной смотровой эстакады.

Зафиксировав увиденное на фото, вернулись к нашей машине, и поехали к месту, именуемому как Пустая Слобода, заехав при этом в депо Плесо узкоколейки Бабаевского леспромхоза. У ворот депо стояли два ТУ6А и ТУ6Д, в принципе ничего с 2001 года не изменилось, поэтому, долго не задерживаясь, рванули в Пустую Слободу. Мы были приятно удивлены, что дорога до того места от пос.Новая старина была довольно приличной. Правда это означало, что там часто народ бывает, и от ужд скорее всего ничего не осталось. Так и оказалось - от самого поселка осталось только здание кузницы и пустырь в лесу, а от узкоколейки - только вагон Аммендорф в качестве бытовки для сенокосильщиков.

Оттуда мы отправились к пункту перевалки леса Бабаевского лпх в пос.Мамоново. При переправке через реку Колпь мы благополучно перепутали мосты и промахнулись мимо нужной дороги где-то на пару километров. Пытаясь выехать по берегу реки, мы угодили в чьи-то огороды,и поездив среди картошки, проехав по каким-то грядкам и разобрав кусок чьего-то забора, мы все-таки выбрались к нужному нам месту. На самой перевалке почему-то никого не оказалось, и говорить было не с кем. Посмотрев одиноко стоящий ТУ6А, мы поехали в Бабаево, планируя доехать оттуда до деревни Паник, что около Чагоды, где была возможность переночевать. 

Отъехав от Бабаево 20 километров, мы свернули в деревню Внины, где начиналась "грунтовка" до пос.Мегрино. По идее мы должны были срезать где-то около 50 километров. Сюрпризом оказалось то, что почти смыло мост через реку Внина, но благодаря мастерству водителя и еще не совсем раскатившимся бревнам настила моста мы все-таки его преодолели. Дальше пошло сплошное гажево, бесконечные повороты среди деревьев, куски болот с огромными лужами. Ехали где-то часа три, пока уже в темноте фары нашего агрегата не осветили первые дома Мегрино. А оттуда до Паника - рукой подать. Так закончился первый день.
Следующий день начался с посещения ужд торфопредприятия Дедово Поле, благо оно было практически рядом. Приехали туда, осмотрели раздолбанный вокзал "Борисово", после чего пошли по узкоколейке до депо. Сергей подъехал к депо на машине уже с другой стороны. Классное местечко - выглядит как классические задворки провинциальной МТС - грязища, прямо в земле валяются различные движки, раздолбанные тракторы, "сброшенная с большой высоты" торфоуборочная техника, тут же какой-то слесарь что-то чинит кувалдометром (а чем же еще?). В депо, заручившись поддержкой местного начальства, мы осмотрели все остатки рабочих тепловозов и горы всяческого жд хлама, сваленного тут же. Несмотря на то, что мы находились на территории предприятия официально, к нам не приминул пристать какой-то полупьяный слесарь бичевого вида с классическим неизменным вопросом "А че вы тут делаете?" и "Че вам надо?". Видно, что чувак очень хотел нас развести на бутыль, но этого совсем не хотели мы. Скандал устраивать нехотелось, и после того, как он нас основательно достал, этот товарищ был грамотно послан так и туда, что он и не понял, что его послали.

Потом поехали в Чагоду, посмотрели куда там узкоколейка приходила, сделали остановку на купание в реке Песь, после чего через Сазоново попытались выехать в поселок Зыбулино - там проходила ужд Смердомского стеклозавода. Мы даже сами удивились, что дорога от Лешутинской Горы до Зыбулино была проезжей для жигулей, правда в паре мест мы чуть не утонули вместе с машиной в луже. Секрет хорошей дороги оказался прост - в Зыбулино сейчас находится сенокос. Вместо домов - руины; интересно, что все дома были сложены из какого-то местного белого камня. Одно здание находилось на отшибе, около него валялся кусок от крана КПТ, из чего мы сделали вывод, что когда-то это было РММ. Когда ехали обратно, мы заметили бак от тендера ширококолейного паровоза Щ, который валялся в карьере около реки Ратца. Осмотр бака показал, что он был подготовлен к разделке в лом (видимо он туда все-таки отправился - в 2004 году на месте его не оказалось).

В Смердомском поехали уже на сам завод, тамошний сторож рассказал, что все жд хозяйство было в Зыбулино, на заводе типа только выгрузка. Значит то РММ и было депом. Все уже основательно устали, поэтому к последнему пункту нашего путешествия - т.н. лесопункт Русское под Бокситогорском приехала машина со спящими людьми. Пришлось сделать над собой небольшое усилие, чтобы вылезти из тачки и убедиться, что та ужд исчезла бесследно- что впрочем и не удивительно, за 50 лет то. Обратно до Питера, мы доползли, слава Богу, без приключений.

Назад к оглавлению