РАЗДЕЛЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЖД
РЕГИОНЫ
ТЕХНИКА
ПОЕЗДКИ
НАМ ПИШУТ
АВТОРЫ
ФОРУМ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА

SpbRailFanClub

ПЕРЕЕЗД.RU

Кукушка.ru

ДЖД  

 

 А.Корсаков

История Ириновского торфопредприятия

К началу последней трети XIX столетия территория, простиравшаяся к северо-востоку от столицы России, Санкт-Петербурга, к Ладожскому озеру, представляла собой достаточно неразвитый в экономическом плане район. В 1793 г. торфяных дел мастер немец Ренованц, обследовав западную часть приладожской низменности, установил, что в районе деревни Ириновка расположены огромные территории торфяных болот. Во второй половине 80-х г. XIX века в Санкт-Петербурге работал хорошо образованный, разумный, предприимчивый общественный деятель Павел Леопольдович Корф. В период с 1878-1881г. он был Санкт-Петербургским городским головой. Он же был одним из организаторов и Президентом Вольного Экономического Общества ( ВЭО ). Зная обо все увеличивающихся потребностях Санкт-Петербурга в бытовом топливе, барон Корф решил создать в непосредственной близости от города производственную топливную базу. Для этого он приобретает в собственность в р-не деревни Ириновка земли, и на "Ириновской" возвышенности, в очень красивом месте, Павел Леопольдович строит себе имение. В настоящее время в основном здании имения работает медицинский центр реабилитации от Центральной районной больницы. 23 января 1891г. архитектор Китнер подаёт прошение от имени барона Корфа в строительное отделение Петербургского губернского правления о разрешении Корфу построить на принадлежащей ему земле фабрику для производства торфяных брикетов. В феврале 1891г. на заседании присутствия Петербургского губернского правления барону Корфу было разрешено строительство фабрики. 13 февраля 1891г. из департамента торговли было получено разрешение на строительство. И вот, недалеко от деревни Ириновка, на одном из суходолов торфяного болота "Гладкое", строится торфобрикетная фабрика. 8 июля 1892 г. началось строительство завода и жилых домов для рабочих. Для доставки топлива в Санкт-Петербург товарищество принимает решение отстроить железную дорогу. И через некоторое время от Санкт-Петербурга до ст. "Торфяная", а затем до ст. "Борисова Грива" была построена узкоколейная железная дорога. Предприятие Корфа работало успешно, но в 1911г., из-за повышения цен на торфяные брикеты, оно было законсервировано. И только после Великой Октябрьской Революции залежи торфа близ деревни Ириновка заинтересовали правительство. В 1922 г. на улице "Красных зорь" был смертельно ранен Иван Абрамович Рахья, в память о нём ст. "Торфяная" Вагановского сельского совета была переименована в ст. "Рахья". В этом же году Петроградский ЧРЕЗВУЧТОП принимает решение о восстановлении торфоразработок "Гладкое" и направляет для этого 7 красноармейцев, среди них Спиридон Захарович Новиков, а также Иван Шевелев. В 1946 г. ст. "Рахья" была переведена в самостоятельную административную единицу, а Ириновское торфопредприятие перешло в подчинение торфяного управления "Электротока" (ныне "Ленэнерго").  С момента перехода оно начинает быстро развиваться, увеличивается мощность технологического оборудования, ведётся жилищно-бытовое и культурное строительство.

Сырьевой базой предприятия в это время становятся торфомассивы: "Гладкое" - 1072 га; "Ваганово" - 504 га; "Петровский" - 488 га. Количество работающих элеваторных машин увеличивается с 12 до 48 при 89 бригадах торфяников. В 1929 г. работа на добыче становится двухсменной, причём с 1926 г. начинают частично применяться более совершенные машины с коленчатым элеватором и канатным транспортёром, что в определённой степени снижает трудоёмкость добычи. Общая добыча машинного формовочного торфа в 1929 г. составляет 146,1 тыс. тонн. Развитие добычи торфа, а, следовательно, увеличение контингента рабочих влечёт за собой увеличение потребности в жилье. Для приближения жилья к местам работы по добыче и сушке торфа на предприятии было построено 16 посёлков. Основные постройки рабочих посёлков тех лет - бараки для торфяников и торфяниц, частично рубленые, частично дощатые, столовая, баня. На 1-м центральном посёлке в период 1925-1927г. строится здание конторы, клуба, столовая. Строятся жилые дома для кадровых рабочих и инженерно-технических работников. Здание брикетного завода реконструируется под ремонтно-механическую мастерскую. В этот-же период перешивается на широкую колею линия Ржевка-Борисова Грива. Узкоколейная сеть предприятия оказывается обособленной. Основная добыча ведется южнее линии широкой колеи на торфоучастке Гладкое. Предприятие начинает внедрять гидравлический способ добычи торфа. В 1934 году закончено строительство новой узкоколейной инфраструктуры. В качестве тяги на УЖД используют локомотивы с бывшей Ириновской узкоколейной линии постройки 1912-1918 г.г. Коломенского и других заводав. Кроме того в 1935 году торфопредприятие получило еще два новых паровоза серии 159 Подольского паровозостроительного завода. В центре поселка севернее широкой колеи построена новая узкоколейная станция, веерное локомотивное депо, прямоугольное вагонное депо. Южнее широкой колеи построена перегрузочная эстакада, позволяющая одновременно грузить 12 ширококолейных вагонов. Торфоразработки постепенно продвигаются на север, открывается новые торфоучастки «Борисово» и «Озерный».  Торфоучастки «Ваганово», «Гладкое» и РММ соединялись с общей сетью УЖД соединительной веткой, которая пересекала широкую колею в одном уровне. Для того, чтобы не гонять лишний раз локомотивы через широкую колею рядом с перегрузочной эстакадой возводят двухстойловое локомотивное депо для локомотивов, обслуживающих южную часть торфоразработок. Максимальное количество работающих на торфопредприятии по состоянию на 1-ое июля возрастает с 1818 человек в 1924 г. до 5188 человек в 1928 г.. 5 октября 1929г. президиум ВСНХ СССР вынес постановление об организации Ленинградского Областного Объединения торфодобывающих предприятий "Ленгосторф", куда вошло Ириновское торфопредприятие. В 1930-е годы была осуществлена электрификация предприятия. В этот период добыча торфа на предприятии увеличилась более чем в два раза.

ТУ6А-0709, Ириновское Т.П., фото И.Тимофеев 1995 г. ТУ4-2662, Ириновское ТП, фото И.Тимофеева 1995 г. ЭСУ1-200, Ириновское ТП, фото И.Тимофеев 1987 г.

Снегоочиститель ПС, Ириновское ТП, фото И.Тимофеев

Во время войны пос. Рахья оказался на узкой линии, соединяющей Ленинград с «большой землей». Очень большое значение для блокадного Ленинграда имел торф, необходимый городским ТЭС, а, следовательно, заводам, производящим вооружение, и пекарням. На болотах в те дни трудились в основном подростки и женщины - около 6000 человек. С фронта была отозвана часть кадровых рабочих - ремонтников и механизаторов. Работали по 12-16 часов в сутки, под бомбёжками и обстрелами. Только за сезон 1941 г. торфяники отправили в Ленинград 80 000 тонн фрезерного торфа, 108 000 тонн гидроторфа, 113 000 тонн элеваторного торфа, на этом топливе работал целый ряд предприятий, V и II Ленинградские ТЭС. Кроме торфа в годы Великой Отечественной войны доставляли в Ленинград лес.

АМ1-098, Ириновское ТП, фото И.Тимофеев Пересечение УЖД с широкой колеей, фото И.Тимофеев, 1987 г. Узкоколейная станция, пос. Рахья, фото И.Тимофеев, 1987 г.

Веерное депо, фото А.Корсаков,1997 г. ТУ4-1491, Ириновское ТП, фото А.Корсаков 1997 г. Узкоколейное депо, фото А.Корсаков, 2005 г.

В послевоенные годы на торфопредприятии начинает внедряться фрезерный способ добычи торфа. Изрядно потрепанную войной перегрузочную эстакаду решают снести, а взамен ее после реконструкции центральной станции обустраивают вагоноопрокидыватель МОГЭС. На месте эстакады строится площадка слива ГСМ. Парк УЖД пополняется двумя паровозами ВП2 и ВП4 постройки Воткинского паровозостроительного завода и одним польским паровозом Кп4. Кроме того на УЖД продолжало трудится два довоенных паровоза серии 159 и 4 паровоза дореволюционной постройки Коломенского завода. Начиная с 60-х годов на смену паровозам на узкоколейку приходят тепловозы ТУ4, самоходные электростанции СЭП2 и СЭП2М. Деревянные торфовозные вагоны заменяются на металлические вагоны типа УМВ. Начиная с 1959 г. , торфопредприятие стало поставлять торф сельскому хозяйству - это торфогрунты, торфоаммиачные удобрения (ТМАУ), известкованный торф, подстилка для скота. В 1974 году в пос. Рахья строится цех по производству торфогрунта «Фиалка» и торфяных горшочков. Начинают разрабатываться торфоучастки «Соколий» и «Лепсарский». На дорогу поступают самоходные электростанции ЭСУ1 и ЭСУ2а, вагоны типа ТСВ, и единственный тепловоз с механической передачей ТУ6А. Строиться узкоколейный путь на птицефабрику в пос. Лепсари, где обустраивается еще один пункт перегрузки в вагоны широкой колеи, для чего из Рахьи тянут ширококолейную ветку. В поселке Рахья на пересечении с шоссе на Ладожское Озеро обустраивают переезд с автоматическими шлагбаумами. На локомотивах внедряется радиосвязь, а на станциях и постах светофорная сигнализация. Помимо грузовых перевозок осуществляются пассажирское (рабочее) движение на 13-поселок и на действующие торфоучастки. Для этого поступают три автомотрисы АМ1.

К началу 80-х становиться ясно, что залежи торфа подходят к концу, были закрыты торфоучасток «Ваганово» и частично «Гладкое». Объем торфа отгружаемого на широкую колею постепенно сокращается, в основном ведется отгрузка торфа сельскому хозяйству. Предприятие ставит опыты по производству различных торфоаммиачных удобрений, питательного грунта и торфоперегнойных горшков. Кроме того до середины 90-х г. торфопредприятие занималось ещё и выпуском товаров народного потребления: часовые пружинки, молотки, штамповочные изделия для "Электросилы", комплектующие изделия для электротехнической промышленности, выпускали бетонные трубы, производили распиловку леса. Выпуск прочей продукции составлял 50% от выпуска всей продукции. К середине 80-х годов полностью пректратились какие-либо работы на торфоучастке «Гладкое», все внутримассивные пути были разобраны, локомотивное депо закрыто. Пересечение использовалось лишь для доставки техники в РММ и для подвоза ГСМ от места слива. В 1984 году после киносъемок на дорогу привезли паровоз Гр-315, который проржавел на одной из веток вплоть до 1991 года, когда был окончательно разрезан в металлолом. К концу 80-х стали разбирать внутримассивные пути на участках «Борисово» и «Петровский», а к 1990 году остался только один действующий торфоучасток «Соколий». Разобрали широкую колею на перегруз в Лепспри, начали разбирать и узкоколейную ветку на Лепсарский торфоучасток. Не смотря на сокращение грузового движения по прежнему осуществлялись пассажирские перевозки до 13-поселка и до «Острова», куда местные жители выезжали по грибы-ягоды. К этому времени в парке депо остались только самоходные электростанции типа ЭСУ, как более надежные и простые в эксплуатации. К 1997-98 году все пути были полностью разобраны. Торфопредприятие продолжало вывозить незначительные объемы торфа автотранспортом, в здании бывшего депо открыли цех по производству лакокрасочной продукции. На этом в истории старейшего из предприятий отрасли можно поставить точку. В настоящее время о существовании в этом месте узкоколейной дороги напоминают лишь здание локомотивного депо, обнесенное забором, да редкие остатки подвижного состава.

Схема УЖД Ириновского торфопредприятия

Источники и литература:

1. Леонид Москалев «Ириновский подъездной путь», Москва, изд. «Железнодорожное Дело» 2000 г

2.  "История и современность п.Рахья". ,Гордеев И.С., Капицкий Е.Е., Шобик М.С., п.Рахья 2003г

3  Картографический материал, различных годов съемки.

4.  Личные наблюдения и воспоминание работников предприятия.

 Copyright © 2006 УЖД Северо-Запада