Модернизированные тепловозы ТУ6АМБ, ТУ6МБР, ТУ8МБ, ТУ7МБ, ТУ7МБР Борисовского танкоремонтного завода

В конце 90-х годов на торфовозных узкоколейных железных дорогах Белоруссии сложилась крайне тяжелая ситуация с тяговым подвижным составом. Большая часть тепловозов уже исчерпало свой ресурс и требовала серьезного ремонта. Кроме того, прекращение выпуска дизелей ЯАЗ-М204А и запчастей на них, обуславливало их замену на более современные на тепловозах серии ТУ6А. Предприятия, способного централизовано выполнять ремонт и модернизацию узкоколейных локомотивов на тот момент на территории Белоруссии не было. Ремонт и модернизация тепловозов выполнялись силами эксплуатирующих предприятий. Повсеместно на тепловозах ТУ6А производилась замена дизелей на ярославский ЯМЗ-236 или минские Д-245.  Рамы и тележки подваривали прямо на месте, зачастую использовали узлы и агрегаты от уже списанных локомотивов. Наиболее серьезный ремонт производили в депо крупнейшего в Европе Старобинского торфобрикетного завода. Это предприятие освоило перепресовку бандажей колесных пар тепловозов, ремонт большого числа узлов и деталей локомотивов, модернизацию тепловозов ТУ6А и ТУ7 с заменой дизелей. На некоторых предприятиях была затруднена эксплуатации тяжелых тепловозов серии ТУ7, однако из-за отсутствия другого подвижного состава данные тепловозы переделывались на применение механической передачи, вследствие чего снижался их эксплуатационный вес. Некоторый выход из сложившейся ситуации был найден за счет закупки подвижного состава и запчастей с разбираемых узкоколеек России. В 2004-2005 годах в Белоруссии практически все торфодобывающие предприятия были объединены в едином государственном предприятии ГПО «Блтопгаз», в котором находятся и по сей день. На начало 2007 года 27 из 31 торфодобывающих предприятий вели добычу торфа с использованиям узкоколейной железной дороги, практически две трети из 127 находящихся в собственности этих предприятий узкоколейных локомотивов, требовало серьезного ремонта. При этом объемы добычи торфа в республике планировалось постоянно увеличивать. Сосредоточение практически всей узкоколейной техники под «одним крылом» позволило наметить план централизованного ремонта и модернизации локомотивного парка. БелНИИТП, на основе ранее выполненных силами предприятий модернизаций, разработал проект модернизации и правила ремонта узкоколейных локомотивов ТУ6А и ТУ7. Параллельно институт занимался поиском предприятия, способного выполнить требуемый ремонт в указанных объемах. Выбор пал на 140-й Танкоремонтный завод (г. Борисов). Завод занимался ремонтом танковой техники, с распадом Союза 80% заказов «кануло в лету». Завод продолжал бороться за выживание, искал новые заказы, так завод начал проводить ремонт и модернизацию бронетанковой техники для стран Азии. Однако этого не хватало, чтобы загрузить завод на полную мощность. С 1998 года завод начинает производить ремонт различной железнодорожной техники для Белорусской железной дороги.

В 2005 году для проведения пробной модернизации завод получил три узкоколейных тепловоза серии ТУ6А. Тепловозы были полностью разобраны, рамы тележек и тепловоза зачищены, трещины разделаны и проварены, кузовные детали выправлены. В реверс-редукторах и в осевых редукторах была проведена замена подшипников и уплотнений, установлены новые буксовые подшипники. Была произведена замена всех карданных валов на новые. В качестве силовой установки был установлен 6-ти цилиндровый ярославский безнаддувный дизель ЯМЗ-236М с пятиступенчатой коробкой передач и однодисковым сцеплением. Колесные пары были перепрессованы на новые бандажи. Произвели ремонт тормозной рычажной передачи, погнутые тяги выправили, некоторые отковали новые. Облагородили кабину машиниста, установили калориферы от а/м ГАЗель, стеклоочистители с электроприводом, немного изменили конструкцию пульта, внутри кабину обшили новым пластиком, проложили новую теплоизоляцию. Локомотив получил новую окраску: рама – черная, верх кузова – желтый, низ кузова – красный, по середине белая разделительная полоса. На тепловозе произвели перетяжку электрической схемы установили новую светосигнальную аппаратуру, тепловоз оборудовали желтым проблесковым маячком. Модернизированные тепловозы получили обозначение ТУ6А-МБ (дальнейшие обозначались ТУ6МБ – модернизированный, борисовский)). Первым модернизированным тепловозом стал ТУ6А-МБ №2531 (изделие №1), который попал на торфозавод Колпеница под Барановичами.

На основе выполненных работ была разработана техническая документация, в 2006 году Борисовский завод модернизировал еще 10 тепловозов. С каждым локомотивом технология ремонта все время совершенствовалась, завод освоил сборку новых рам для тепловозов ТУ6А. Однако новые рамы устанавливались только в случае неремонтопригодности родных. На заводе был накоплен некоторый подменный фонд основных узлов и агрегатов для локомотивов, что позволило сократить сроки ремонта. За первое полугодие 2007 года завод модернизировал еще 14 тепловозов. Модернизацию аналогичную ТУ6А проводят и тепловозам ТУ8, они получают серию ТУ8МБ.

По сути дела на завод эксплуатирующее предприятие отправляет раму, тележки, кабину и капот – все остальное устанавливается новое. Завод изготавливает дубликаты на утерянные формуляры локомотивов. В большинстве случаев номер локомотива остается прежним, однако если на завод придет «обезличенная» машина (что весьма часто для тепловозов серии ТУ6А, ТУ8) ей присвоят номер, который назовет заказчик. Так например на Ляховичском торфобрикетном заводе работают ТУ8-0057 и ТУ8МБ-0057. Заводской номер модернизации присваивается по порядку, начиная с №1. Заводская табличка на модернизированных локомотивах устанавливается с левой стороны локомотива на раме под кабиной машиниста.

Помимо замены двигателей, по желанию заказчика на тепловозы с механической передачей, завод может установить пневматический привод реверса и пневмогидроусилитель сцепления (по типу МАЗ), тепловозы с указанными изменениями получают обозначения ТУ6МБР (реконструированный), номер заводской модернизации в единой нумерации.

Одновременно с модернизацией локомотивов с механической передачей Борисовский завод выполняет модернизацию тепловозов серий ТУ7 и ТУ7А с гидропередачей. Модернизация выполняется по схеме, предложенной Старобинским торфобрикетным заводом. В качестве силовой установки на тепловоз устанавливают ярославский восьмицилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-238НБ, который, для согласования оборотов дизеля и гидропередачи, связан с последней через пятиступенчатую мазовскую коробку, установленную на 3-й передаче. В гидропередаче заменяются подшипники, уплотнения, восстанавливаются изношенные детали – в частности шлицевые муфты переключения реверса. Остальные работы выполняются аналогично тепловозам ТУ6А. Модернизированные тепловозы получают обозначение ТУ7МБ (ТУ7АМБ), на локомотиве сохраняется «старый» камбарский номер, номер заводской модернизации идет в единой нумерации с тепловозами ТУ6АМБ(Р). Как уже отмечалось, для некоторых предприятий тепловозы ТУ7 являются весьма тяжелыми. Для таких предприятий Борисовский завод производит реконструкцию тепловозов ТУ7 с переделкой их на механическую передачу. В этом случае на тепловозе вместо гидропередачи устанавливается реверс-редуктор, монтируется система тяг для управления коробкой передач, устанавливается гидропривод сцепления с пневмоусилителем, монтируется система пневматического переключения реверса. В кабине остается только основной пульт управления с демонтированным контроллером, дополнительно устанавливается педаль газа и «сектор», типичный для тепловозов с механической передачей. Тепловозы с указанной модернизацией получают серию ТУ7МБР с сохранением прежнего «камбарского» номера и с присвоением номера модернизации в единой нумерации.

В 2008 году 140-й Борисовский танкоремонтный завод планирует освоить ремонт самоходных электростанций ЭСУ2А. Руководством завода рассматривается возможность наладки производства новых узкоколейных локомотивов.

 

 

Тепловозы ТУ6МБ, ТУ7МБР в движении (видео 16,6 Мб)

 

Назад к разделу "Тепловозы"