УЖД Бабаевского
ЛПХ
Вологодская
область издавна славится своими бескрайними лесами. Лесозаготовка и
лесопереработка является одной из основных статей доходов области. Не смотря на
это, протяженность узкоколейных железных дорог (УЖД) на территории области
постоянно сокращается, однако такие «гиганты индустрии», как Белоручейский ЛПХ,
Бабевский ЛПХ продолжают использовать на вывозке древесины УЖД, немного
приспособив технологию работы узкоколейки к современным методам заготовки леса.
Заготовка леса
в Бабевском районе Вологодской области началась в 50-е годы, этим занимался
трест Череповецлес комбината Вологдалес. Основным транспортом леса на то время
являлся лесосплав. Крупные реки этого региона (Колпь, Колошма и Суда) позволяли
производить молевой лесосплав в течение всего сезона открытой воды. До места
сплава лес доставлялся волоком, на этих работах применялась конная тяга. В
лесопункте Пустая Слобода была построена конно-рельсовая дорога, конная тяга на
которой впоследствии была заменена мотовозной. В 1950 году на границе
Ленинградской и Вологодской областей на берегу реки Колпь (пос. Колпино)
вступила в строй Колпинская УЖД (Борисово-Судский ЛПХ). Протяженность УЖД
составляля 12 км, на дороге работало 4 легких паровоза ОП2. Лес перевозился на
платформах, которых в парке дороги числилось 110 шт. На берегу реки было построено
деревянное паровозное депо. Имелась телефонная связь с лесосеками. Для переправы через реку Колпь от производственных
площадей к жилому поселку построили мост. Объем перевозки древесины на 1954 год
составлял 90 тыс.м.куб/год. Дорога проработала до конца 60-х, в последние годы
на дороге появился дизельный мотовоз ДМ54 Онежского завода, кузов которого в 2002
году валялся неподалеку от развалин депо. После закрытия и разборки УЖД часть
подвижного состава была передана на близлежащие дороги, в частности на
Горбачевскую УЖД (бак тендера от паровоза ОП2 долгое время ржавел в пос. Плесо,
а трехосный тендер долгое время использовался в качестве пожарной емкости на
ст. Смородинка. Поселок Колпино просуществовал не на много дольше УЖД.
В 1953 году
принимается в эксплуатацию Горбачевская УЖД. Дорога принадлежит Горбачевскому
лесопункту Треста Череповецклес Главлеспрома СССР. В 1954 году дорога переходит
в ведение Бабаевского ЛПХ. Узкоколейка брала свое начало от Лесоучастка Горбачи,
где была построена станция, УЖД протянулась на север на 9 километров, где был
обустроен разъезд. Оттуда усы уходили на делянки. Полная протяженность дороги
на то время составляла 11,6 км. Лес вывозился на сплав на реку Вешарка. Для
работы на дорогу поступило 3 газогенераторных мотовоза МУЗГ4, 36 четырехосных
платформ, 6 тележек-сцепов Онежского завода и два вагона-мастерских
«Аммендорф». К 1966 году магистраль продвинулась на север, и стала иметь
протяженность 12 километров, кроме того, было проложено несколько усов и веток
на делянки. Общая протяженность дороги к концу 60-х годов составляла более 40
километров. На смену газогенераторным локомотивам на дорогу пришли дизельные
мотовозы МД54-4.
В середине
70-х начинается строительство лесообрабатывающего комплекса в поселке
Смородинка, туда от станции Тешемля Октябрьской железной дороги строится
подъездной путь широкой колеи, одновременно начинается строительство УЖД от
Смородинки в сторону лесоучастка Горбачи. В 2-х километрах от Смородинки
строится разъезд Спичкино, от которого начинаются ветки на новые места рубки в 37 и 62
кварталах. Протяженность дороги увеличивается до 66 километров, из них 30
километров магистральных путей и 36 километров веток. Сплав из Горбачей
прекращается и Горбачи становятся обычным разъездом, от которого отходит ветка
на делянки 79 квартала. Не смотря на то, что протяженность дороги увеличилась
на 9 километров, а начальный пункт дороги переместился в Смородинку, ветки 9 и
12 километров остались с прежними названиями, внося некоторую запутанность в
нумерацию километров. На станции Смородинка строится локомотивное депо, цех по
ремонту вагонов и другая инфраструктура узкоколейного
хозяйства. На УЖД поступают тепловозы Камбарского завода: для работы на
маневрах и на времянках ТУ6А, для работы на магистрали приходит тепловоз ТУ4.
Для работ по строительству и текущему содержанию пути поступают самоходная
электростанция ЭСУ1а и тепловоз-дрезина ТУ6Д. На укладке путей работает путеукладчик СРП2, очистка
путей от снега ведется несколькими снегоочистителями постройки КМЗ и снегоочистителем
собственной конструкции. Для перевозки хлыстов и сортамента приходят вагоны-сцепы
и платформы производства ДМЗ. Парк дороги пополняется и другими типами вагонов,
включая пассажирские и вагоны-столовые. Для маневровых работ на широкой колее
используется тепловоз ТГМ1. Для очистки от снега подъездного пути использовали
отслуживший свой срок на Октябрьской дороге снегоочиститель «Бьерке». К 80 году
объем перевезенного леса по УЖД составлял 140 тыс. м.куб в год.
К началу 80-х
годов УЖД доходит до поселка Плесо, при этом частично спрямляется старая трасса
УЖД. В Плесо уже несколько лет существовал лесоучасток, занимавшийся заготовкой
и сплавом леса по реке Колпь. После постройки туда автомобильной дороги в 70-е
годы
лесоучасток перешел на автовывозку. С приходом УЖД в Плесо построили деревянное
депо и открытый цех для ремонта вагонов. С автовывозки лесоучасток перешел на
вывозку по УЖД. Протяженность магистральных путей на 1983 год составляла 44
километра, общая – 82 км. На дорогу продолжают поступать новые локомотивы и
вагоны. Часть локомотивов закрепляется за лесоучастком Плесо. На магистральной
вывозке работают тяжелые тепловозы ТУ7, на вывозке с усов и на маневрах более
легкие ТУ6А. Между Смородинкой и Плесо ходит пассажирский поезд. Одновременно
ведется строительство дороги на север в сторону Вешкинского озера.
К концу 80-х
годов Бабевский леспромхоз получает новые делянки севернее реки Колошма,
принимается решение производить вывозку непосредственно с делянок
автотранспортом до верхнего склада, а оттуда по УЖД на нижний склад в
Смородинку для последующей обработки и отгрузки на широкую колею. Верхний склад
обустраивают на южном берегу реки Колошмы, в километре от поселка Мамоново.
Туда от Плесо протягивают магистраль узкоколейки, значительно спрямив некоторые
уже построенные участки. Около Мамоново строится верхний склад, для погрузо-разгрузочных
работ склад оборудуется двумя козловыми кранами типа К-305, строятся
автомобильные и железнодорожные подъездные пути. К складу прокладывается
автомобильная дорога с покрытием из бетонных плит, строится новый мост через
Колошму в Мамоново, который теперь позволяет пропускать тяжелые лесовозы.
Протяженность магистрали дороги увеличилась до 73 километров. Основной
грузопоток дороги пошел от Мамоново до Смородинки, однако некоторую часть леса
продолжали заготавливать на делянках вдоль магистрали со строительством усов и
веток. Протяженность веток к делянкам на 90-й год составляла 46 километров.
Обслуживание железнодорожного хозяйства на делянках, производством маневров при
погрузке, в основном занимались Плесовские локомотивы. Общий грузопоток по УЖД
на начало 90-х годов составлял 200 тыс.м.куб/год. На УЖД продолжают поступать
новые локомотивы и вагоны, парк магистральных локомотивов пополняется
тепловозами ТУ7А, на маневровую работу поступают тепловозы ТУ8. Поступают новые
вагоны производства ДМЗ, для путейцев поступают путевые машины ДМ7 и ВПР300у,
которые так и не прижились на дороге. Для работы с путеукладчиком и с ДМ7
поступает самоходная электростанция ЭСУ2А, для погрузо-разгрузочных работ –
тепловоз-дрезина ТУ8Г. На УЖД внедрили радиосвязь.
Тяжелые
перестроечные годы УЖД пережила не без потерь, практически прекратилась вывозка
с усов, была разрезана в металлолом часть подвижного состава, разобрали
практически все ветки. Из-за конфликта с Октябрьской железной дорогой в
середине 90-х на несколько месяцев практически остановилась отгрузка леса на
широкую колею, прекратили использовать собственный локомотив на подъездном
пути, а затем его разрезали в металлолом. Однако к концу 90-х годов ситуация
наладилась. ЛПХ приобрел новый тепловоз ТУ7А с Камбарского М.З., в соседнем,
закрывшимся Уломском торфопредприятии, приобрели самоходную электростанцию
ЭСУ2А и тепловоз-дрезину ТУ6Д. Произвели ремонт, оставшихся в работе тепловозов
ТУ6А с заменой двигателей на более экономичные ЯМЗ-236. На тепловозы-дрезины
ТУ6А и ТУ8Г установили финские манипуляторы Loglift, которые значительно расширили возможности этих машин. Наладили
ремонт лесовозных сцепов. В 2004-2005 годах произвели капитальный ремонт двух
крупных мостовых переходов через реку Колпь (в Смородинке и в Пустыне). В 2006
году провели капитальный ремонт двух тепловозов ТУ7А с заменой дизелей на ЯМЗ-7511,
что позволило значительно снизить расходы на эксплуатацию этих локомотивов. Для
пополнения предприятия хоть какими то запасными частями подвижного состава в
виде запчастей было приобретено два тепловоза в Тотемском ЛПХ на разобранной Пятовской УЖД. Значительно
модернизировали радиосвязь, что позволило «слышать» локомотивы на всем
протяжении от Смородинки до Колошмы.
На 2007 год в
парке дороги находилось 10 - тепловозов ТУ6А, 4 - тепловоза ТУ8, один ТУ8Г,
один ТУ6Д, для работы на магистрали имеется 5 тепловозов ТУ7/ТУ7А. За депо в Плесо закреплено три тепловоза ТУ6А и один ТУ6Д. Ежедневно по
будням в работе находится 6…7 локомотивов на вывозке груза, один на дорожном
содержании (ТУ8Г), один на погрузке сортимента (ТУ6Д). Вывозка в основном
ведется с конечного пункта Колошма, кроме того, вывозится сортимент с 75
квартала и ведется строительство нового уса в районе 64 квартала. На вывозке
леса с делянок задействованы Плесовские тепловозы. Объем перевозок на 2006 год
составлял около 108…110 тыс.куб.м./год.
На
майские праздники 2007 года коллективом сайта
совместно с нашими друзьями из Москвы (Переезд.ру)
была совершена поездка по всей дороге Горбачевского
л.п. от Смородинки до Колошмы. Отчет
об этой экспедиции можно прочитать на сайте
Переезд.ру
.
Трагичным для
дороги стал период 2007-2008 годов, тогда УЖД и нижний склад отделили от
предприятия, началась неразбериха в отношениях транспортников с лесорубами. В
итоге к концу 2007 года начали разбирать магистральный путь на Колошму, большая
часть локомотивов была отставлена от работы…
Схема
Горбачевской УЖД
Видео
с Горбачевской УЖД
|